Слово "абьюз" это калька с английского и означает унижение одного человека другим, при том, что эти люди состоят в близких отношениях. Чаще всего его используют при характеристике супружеских отношений. В русском языке синонимом этого понятия можно назвать домашнее насилие. Производное от "абьюза" — слово "абьюзер", то есть, человек который унижает своего партнера и применяет к нему агрессию.
Таким образом, абьюзер выступает в роли агрессора, а его партнер — жертва. Чаще всего такой жертвой оказывается женщина, и тому есть исторические и социальные объяснения. Корни абьюза — в неравенстве полов, идущем из традиционного общества. Женщина издревле считалась придатком мужчины, его собственностью, отсюда и соответствующее отношение к ней.
Когда один человек воспринимает другого как свою вещь, то любое проявление личной воли, достоинства и выражение собственного мнения этого другого он, конечно, считает посягательством на свое право владения. Ведь вещь нужна для того, чтобы служить хозяину, радовать его и быть под рукой, когда нужна, а не для того, чтобы что-то там хотеть и вякать. Понятно, что надо пресекать все поползновения на самостоятельность, и даже если их нет — то все равно, превентивно. И любой намек на сопротивление жестко наказывать. Такова логика абьюзера.
Такое подавление воли не всегда выражается физически, побоями и насилием, оно бывает и чисто психологическим. Абьюзер может и пальцем не трогать свою жертву, но постоянно унижать и оскорблять ее словесно, а также своим поведением подчеркивать, кто тут главный, а кто — полное ничтожество. Абьюзер разрушает ее самооценку, выращивает в ней чувство вины, вешает на нее ответственность за все, подавляет волю, заставляет поверить, что ее интересы и желания — полная чушь и т. д. Но обычно при абьюзе физическое и психологическое насилие сочетаются.
Свое стремление установить над жертвой полный контроль абьюзер может подавать под видом заботы. Внешне это выглядит зачастую как опека, даже как проявление любви. На деле это подавление личности другого и самоутверждение за счет этого.
Проблема абьюза стала обсуждаться в обществе только в ХХ веке, до того считалось, что в чужие семейные дела лезть нельзя, а за закрытыми дверями муж может сколько угодно бить ногами жену. Сама виновата. Так что, пока не началась борьба за права женщин, абьюза как проблемы будто и не было. Чем традиционнее и закрытее общество, тем больше там практикуется абьюз. На Руси он вообще был нормой. Не зря же появилась фраза "бьет — значит, любит". Или "бей бабу — она знает за что". Самое страшное в этом то, что сама жертва настолько тупа и забита, что воспринимает подобное отношение как само собой разумеющееся.
К счастью, в современном обществе отношение к абьюзу и абьюзерам меняется в сторону их неприемлемости.