Миллионы камер оснастят искусственным интеллектом, а госуслуги могут упрятать в умную колонку
Портал госуслуг может исчезнуть. Его заменит голосовая колонка, которая будет подавать заявления, записывать, напоминать, предоставлять результат, предрек вчера глава минцифры РФ Максут Шадаев, отчитываясь об итогах нацпроекта «Цифровая экономика». О том, почему с его реализацией не все так гладко, как выросла зарплата айтишников и где появятся первые роботы-чиновники, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Цифровая перезрелость
6 февраля, на которое в этом году выпал День безопасного интернета, оказалось насыщенным технологическими новостями: председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев изумил президента РФ Владимира Путина сверхспросом у граждан на автоматизированную систему «Правосудие» (за года пользователи обратились к ней 11 млрд раз); «цифровой» вице-премьер Дмитрий Чернышенко подписал соглашение о создании установок класса мегасайенс (научные комплексы уровня большого адронного коллайдера); министр цифрового развития Максут Шадаев объявил о бытовой, но важной вещи — продлении IT-ипотеки (пока на уровне документа, направленного в правительство, но никаких причин отказывать в нем как будто нет); прошла стратегическая сессия по цифровой трансформации (в ней участвовал президент РТ Рустам Минниханов). Но главное разворачивалось на ВДНХ — масштабный IT-форум, тема пленарки которого формулировалась как «Главные достижения цифровой экономики России».
Перечисление достижений заняло несколько часов и потребовало аккумулировать усилия почти всех многочисленных заместителей министра «цифры» РФ, которые чередовались на сцене с представителями бизнеса. Но с каждым следующим выступлением безоблачность докладов вызывала все больше вопросов. Во всяком случае обрисованное светлое цифровое будущее России неплохо укладывалось в формулу «тотальная цифровизация до полной прозрачности».
«Нацпроект „Цифровая экономика“, вероятно, был одним из самых больших и сложных из перечня всех проектов в РФ, — подчеркнул Шадаев. — В его реализации участвуют более 50 федеральных ведомств, по этому показателю мы бьем все рекорды. Привлечены все регионы».
Иллюстрации рекордов долго ждать не пришлось: буквально через пару минут Чернышенко объявил, что в реестре отечественного программного обеспечения (ПО) зарегистрировано уже более 20 тыс. российских программных продуктов и баз данных — в 2,5 раза больше, чем в 2020 году. 34 индустриальных центра компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений (ИЦК) разрабатывают более 197 особо значимых проектов, часть из них уже используется. «Это удивительно, но наши программные продукты по уровню и функциональному соответствию [западным] были готовы на 80 процентов к моменту, когда мы вступили в эту борьбу по избавлению от колониальной зависимости от иностранных решений, навязанной нам западными вендорами», — заявил он и заодно раскрыл показатели «цифровой зрелости» отраслей экономики. И там оказалась сплошная пятилетка в четыре года. По анализу минцифры, общая цифровая зрелость ключевых отраслей в РФ достигла к 2024 году 74,4%, а в планах было 64,2%.
«Особый акцент мы делали на то, чтобы граждане в итоге могли взаимодействовать с государством быстро… в один клик решали свои проблемы. Желательно, чтобы нас вообще не было заметно», — добавил Чернышенко. Но так ли просто не обращать внимания на чиновников, которые по факту все равно присутствуют в каждой отдельной сфере жизни, пусть и скрываясь за «Госуслугами» и роботом Максом?
Госуслугами займутся роботы-чиновники и голосовые колонки
С 2019 года число пользователей портала «Госуслуги» увеличилось в 1,5 раза, достигнув отметки в 110 млн подтвержденных личных кабинетов. Это, по словам замглавы минцифры Сергея Цветкова, более 90% всего населения РФ. Кроме того, к 2024-му «Госуслуги» по общему трафику вошли в топ-5 экосистем Рунета.
Что прогнозируется к 2030 году? Во-первых, услуги обещают оказывать моментально, что, вероятно, говорит о том, что портал будет иметь постоянный доступ к личным данным пользователя, даже тем, которые внесены на сторонних ресурсах. Если же для получения услуги потребуется дополнительное заполнение каких-либо форм, то сделать это можно будет при помощи уже «работающего» на сервисе робота-бота Макса, в том числе голосом. От пользователя потребуется «лишь согласиться, что услугу действительно нужно подать», резюмировал Цветков.
«Инициировать подачу услуги можно будет на любой „поверхности“, где это нравится. Мы помним о безопасности, но в любом случае мы большое количество времени проводим в соцсетях, на агрегаторах, в банковских приложениях. Соответственно, инициировать получение услуги нужно из этих экосистем», — добавил он. «Объективное», как выразились представители минцифры, решение по услуге останется за роботом-чиновником, который также будет обладать доступом ко всем персональным данным. И именно он будет решать, удовлетворить запрос или нет.
Элегантную точку в судьбе «Госуслуг» поставил сам Шадаев — в кулуарах форума. «Считаю, что скоро вообще, может, портала услуг не будет, вы будете услуги получать через голосовую колонку. Вы ей скажете, что хотите, например, записаться в поликлинику, сдать на права — все через голосовую колонку. Она будет с вами разговаривать, за вас подавать все заявления, записывать, напоминать, предоставлять результат», — объявил министр.
Кстати, еще один канал коммуникации государства с населением — госпаблики. Их верифицировано уже 175 тыс., совокупная аудитория — 50 млн человек. Если посчитать среднюю температуру по больнице, получим примерно 286 подписчиков на паблик — пока негусто.
Искусственный интеллект в миллионах камер
Еще одна новость — в России в 4 с лишним раза увеличат количество камер в региональных и городских системах видеонаблюдения (например, «Безопасный город»). Как сообщил еще один замминистра цифры Дмитрий Угнивенко, в приоритете — установка в дополнение к имеющимся еще свыше 3,8 млн камер видеонаблюдения и подключение их всех к различным системам искусственного интеллекта. На данный момент в стране работает более 1,2 млн камер по проекту «Безопасный город» и другим проектам (30% из них подключены к ИИ).
По словам чиновника, 62,4% раскрытых преступлений расследовалось с использованием данных систем видеонаблюдения. В планах — увеличение раскрываемости преступлений на 30% благодаря искусственному интеллекту. Также с системой искусственного интеллекта планируют связать и экстренную систему 122.
Татарстан по камерам, кстати, не отстает. На январской коллегии министр цифрового развития республики Айрат Хайруллин заявил, что в 2024 году установят еще 1 тыс. видеокамер. Таким образом, количество камер наблюдения в рамках программы «Безопасный город» увеличится до 100 тысяч.
ИИ в «Экономике данных» обучат по понятиям
Но искусственному интеллекту делегируют не только видеонаблюдение. На форуме был объявлен переход к новому экономическому укладу — «экономике данных», основой которой станет искусственный интеллект, обученный на близких россиянам понятиях и ценностях. В минцифры ожидают, что «экономика данных» позволит увеличить объем рынка данных до 7% ВВП, повысить доходы отраслей от 1 до 6% и сократить их расходы на 10−45%. При этом ожидаемый рост выручки топ-100 IT-компаний составит до 5,3 трлн рублей (в 3,5 раза), рост ВВП — на 11,2 трлн рублей, а объем услуг в сфере ИИ увеличится в 5 раз.
Звучит, конечно, крайне оптимистично, но есть нюанс. Энергетика России может оказаться не готова к резкому переходу к экономике больших данных. Об этом недавно на брифинге ассоциации промышленного майнинга говорил первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по энергетике Валерий Селезнев. «Когда минцифры предлагает на уровне президента переходить к экономике больших данных, оно понимает, сколько эта экономика больших данных потянет в мощностях? — риторически поинтересовался он. — Могу сказать, что, если мы опережающими темпами будем развивать экономику больших данных, энергосистема рухнет в один момент. Энергодефицитной станет вся Россия. Майнинг — проверка энергосистемы на прочность. Если мы будем готовы к майнингу и станем перерабатывать тот объем, на который претендуем, чтобы выйти на лидерство в майнинге, то в случае необходимости можем сделать коллаборацию майнинга и экономики больших данных».
Больше биометрии
Что касается биометрии, то она, как мы помним, теперь законодательно приравнена к идентификации по паспорту. Замглавы минцифры Олег Качанов подтвердил: использование биометрии будет только расширяться, а все данные по-прежнему будут стекаться в единую биометрическую систему (ЕБС). Причем отказываются от сдачи биометрии, по его словам, не более 5% россиян. Как в своем выступлении отмечал Чернышенко, ЕБС уже содержит более 55 млн биометрических слепков.
Правда, по иронии судьбы, именно в день форума «Коммерсантъ» процитировал письмо национального совета финансового рынка в адрес гендиректора центра биометрических технологий (оператора ЕБС) с жалобами на задержки при передаче биометрии из единой базы при обслуживании клиентов. Подтверждение данных может происходить от нескольких часов до двух дней, а банки не могут столько времени «мариновать» клиентов.
Есть еще одна проблема. Как сообщил на днях вице-президент-аналитик Gartner Акиф Хан, к 2026 году треть компаний мира может отказаться от биометрии из-за роста атак с использованием дипфейков, созданных искусственным интеллектом: «За минувшее десятилетие было несколько прорывов в развитии искусственного интеллекта, которые позволяют синтезировать изображения лиц реальных людей — так называемые дипфейки. Они могут использоваться злоумышленниками для обмана биометрической аутентификации, что делает ее неэффективной. В свете этого организации начнут сомневаться в надежности существующих процессов идентификации личности и аутентификации, так как нельзя быть уверенным, является ли предъявленное лицо живым человеком или дипфейком».
Оплетенные сетями
Угнивенко отметил, что рост трафика в РФ может составлять 30–50% в год. Соответственно, с данной нагрузкой вновь должны будут справляться за счет расширения телекоммуникации. По словам чиновника, здесь у России проблем нет: ведь рынок телекоммуникации в стране крайне высококонкурентный, представлен более чем 9 тыс. операторов.
Дело за малым — решить вопрос с оборудованием. В презентации говорится, что с 2019-го в России построено 300 тыс. базовых станций. Но данные за последний год предусмотрительно не раскрываются. А другая статистика тоже вызывает вопросы. В России, как заверил еще один замминистра, Евгений Филатов, 8 отечественных планшетов, 5 смартфонов и 6 мобильных операционных систем. При этом до сих пор главный пример их применения — всероссийская перепись населения – 2020. Конечно, 360 тыс. устройств с ОС «Аврора» — это серьезно, но неужели за три с лишним года это единственное достижение?
Фото: digital.gov.ru