Найти тему
БИЗНЕС Online

Большая Казань – 2050: институт Григорьева впервые приоткрыл мастер-план агломерации

Мегаполису сулят до 2,2 млн жителей, 8 новых дорог и платные парковки повсюду

«Мастер-план — это некая основа для дальнейшей градостроительной политики», — говорил первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин о подготовленном видении, этапах развития Казанской агломерации до 2050 года. Например, для начала предлагают построить и реконструировать 91 км автодорог. Но главную ставку разработчики делают на общественный транспорт, которым в 2050-м будут пользоваться 57% жителей агломерации, а личными автомобилями — оставшиеся 43%. Работа над мастер-планом продолжается, но эксперты уже видят в работе хороший задел. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».

   Возглавляемый Олегом Григорьевым Институт пространственного планирования Татарстана впервые показал мастер-план Казанской агломерации до 2050 года
Возглавляемый Олегом Григорьевым Институт пространственного планирования Татарстана впервые показал мастер-план Казанской агломерации до 2050 года

Мастер-план: три сценария, особенности, нестыковки

Возглавляемый Олегом Григорьевым Институт пространственного планирования Татарстана впервые показал мастер-план Казанской агломерации до 2050 года. Над проектом работали год, и его вот-вот представят президенту РТ Рустаму Минниханову. В июле документ станет главной темой предстоящего форума «Ребус: агломерации-миллионники», который пройдет в «Казань Экспо» с участием 1,5 тыс. специалистов. Презентация проекта прошла в Доме приемов ASG — группа компаний подготовит к форуму книгу по развитию Казанской агломерации с участием широкого круга экспертов.

«Документ на стадии рассмотрения в органах исполнительной власти, ведомствах, районах, — сообщил первый заместитель директора Института пространственного планирования РТ Максим Викулин. — Уточняем те или иные решения и в ближайшее время планируем завершить работу над документом».

Мастер-план охватывает территорию Казани, Зеленодольского, Верхнеуслонского, Высокогорского, Лаишевского и Пестречинского районов. Для агломерации заложили три демографических сценария развития:

  • Высокий. Коэффициент рождаемости должен увеличиться с 1,6 до 1,94, продолжительность жизни — с 74,5 до 85,5 года, а миграционный прирост — до 18,5 тыс. человек. Число жителей агломерации составит 2,2 млн человек.
  • Средний. Развитие в соответствии с наблюдаемыми демографическими тенденциями с улучшением показателей рождаемости, снижением уровня смертности и миграции. Миграционная привлекательность будет расти для внутренних и внешних мигрантов. Число жителей — 1,9 млн человек.
  • Низкий. Предполагает снижение показателей рождаемости и преимущественно международной миграции. Сценарий с нулевой нетто-миграцией предполагает развитие территории в условиях, когда изменение численности населения происходит исключительно за счет естественного воспроизводства населения. Число жителей — 1,5 млн человек.
   Число жителей Казанской агломерации, по данным сотовых операторов, ниже статистических на 187,5 тыс. человек и составляет 1,69 млн человек
Число жителей Казанской агломерации, по данным сотовых операторов, ниже статистических на 187,5 тыс. человек и составляет 1,69 млн человек

Исследователи обнаружили, что число жителей Казани, по сотовым данным, меньше статистических на 157 тыс. человек и составляет не 1,3 млн человек, а 1,1 млн человек. Значения получили путем усреднения данных за 12 месяцев 2022 года. Число жителей Казанской агломерации, по данным сотовых операторов, ниже статистических на 187,5 тыс. человек и составляет 1,69 млн человек.

У подготовленного мастер-плана выделяют две особенности:

  • Комплексность. Документ находится на стыке отраслей и призван решить как вопросы территориального, так и социально-экономического планирования. Пока есть проблема разрыва между целевыми показателями социально-экономических стратегий развития и генеральными планами городов и районов. «Задача — собрать все требования, целевые установки, задачи, определить первоочередные мероприятия в рамках общего проекта», — говорил Викулин.
  • Непрерывность процесса управления территорией, мониторинг принимаемых решений в Казани и на прилегающих территориях. Институт продолжит работу по ревизии, актуализации градостроительной документации — генеральных планов, правил землепользования и застройки.

«Мастер-план — это некая основа для дальнейшей градостроительной политики, — сказал Викулин. — Важный управленческий момент — объединить, скоординировать усилия города, увязать проблемы и задачи с теми, которые есть в прилегающих районах. Воспринимаем агломерацию как единый, живой, динамичный организм».

   Главные проблемы Казанской агломерации связаны с перегрузом дорог и социальной инфраструктуры
Главные проблемы Казанской агломерации связаны с перегрузом дорог и социальной инфраструктуры

Первый этап строительства дорог, балансовые модели

Документ затрагивает следующие направления развития:

  • застройка;
  • экономика;
  • транспорт;
  • социальная инфраструктура;
  • инженерная инфраструктура;
  • экология и туризм.

Математики уже подготовили градостроительно-балансовые модели, которые поверх транспортной модели позволяют оптимизировать размещение жителей и рабочих мест — жилого и нежилого фонда. Расчет сделали как для агломерации, так и для городов и районов по отдельности.

Главные проблемы Казанской агломерации связаны с перегрузом дорог и социальной инфраструктуры. Так, строительство дорог до 2050 года поделят на этапы. В первом — 8 дорог длиной 91,6 км, перечислим по порядку:

  • Реконструкция отрезка Атабаевской трассы от границы села Столбище до развязки с платной трассой М12 «Восток». Длина — 6 км, 6 полос, одна развязка.
  • Новая дорога от улицы Несмелова и Кировской дамбы вдоль Волги с пересечением Большого казанского кольца и улицы Технической, дублер Оренбургского тракта. Длина — 26 км, 6 полос, четыре развязки.
  • Вознесенский тракт. Второй платный отрезок сдают в 2024 году, но по плану там появятся новые развязки. Длина отрезка — 8 км, 6 полос, четыре развязки.
  • Участок проектируемого проезда №29 от Вознесенского тракта до улиц Зорге и Дубравной. Длина — 11 км, 6 полос, одна развязка. Дорога позволит начать застройку территории «Восточной дуги» Казани от Салмачей до Дербышек.
  • Южный дублер Горьковского шоссе от М7 до Храма всех религий. Длина — 8,6 км, 6 полос.
  • Реконструкция участка автодороги Казань – Боровое Матюшино от развязки с трассой Казань – Оренбург до пересечения с дублером Оренбургского тракта. Длина — 5,6 км, развязок нет, четыре полосы.
  • Северный дублер Горьковского шоссе. Длина — 13,6 км, развязок нет, четыре полосы.
  • Дублер улицы Мира. Длина — 9,5 км, одна развязка, 6 полос.

Южный дублер Горьковского шоссе и новая дорога от ул. Несмелова длиной 26 км создадут скоростную хорду. «Она свяжет периферию с центральной зоной города, Зеленодольское направление с Лаишевским, — говорил представитель Института на встрече. — Но даже такой объем транспортных связей будет недостаточен для мобильности населения с учетом планируемых технико-экономических показателей и текущего транспортного поведения».

   Строительство дорог до 2050 года поделят на этапы
Строительство дорог до 2050 года поделят на этапы

Платные парковки и не только: как жителей агломерации отучат от личных автомобилей

Главную ставку исследователи делают на общественный транспорт, которым к 2050 году пользуются 57% жителей агломерации, а личным транспортом — 43%. Для этого разработчики предлагают следующее:

  • Запустить скоростной контур. Среди вариантов — рельсовый. Напомним, кольцевую железную дорогу Казани планировали начать строить в 2022 году, но пока проект завис.
  • Развивать транспортно-пересадочные узлы.
  • Расширить зону платной муниципальной парковки на территорию агломерации. Пока данный инструмент работает только в Казани.
  • Развивать метрополитен Казани. Например, в скорректированном генплане Казани – 2040 подземка уже вышла за границы города и доходит до пестречинских Куюков.
  • Создавать рабочие места на окраинах. Например, ежедневно 90 тыс. человек устремляются в ядро агломерации на работу.

Для каждого города и района агломерации подготовили предложения по размещению производственных и общественно-деловых зон. Например, Зеленодольск — это второй по значимости центр обрабатывающей промышленности агломерации. Главными направлениями развития района разработчики мастер-плана видят в следующем:

  • логистика;
  • агропромышленный комплекс;
  • машиностроение в части судо- и авиастроения, а также оборудования.

«Не один десяток раз встречались с Институтом по поводу мастер-плана. Все точки учтены, — сказал на презентации глава исполкома Зеленодольского района Зульфат Хабибуллин. — Самые крупные свободные участки, как мне кажется, в нашем районе, в том числе у группы компаний ASG. После утверждения мастер-плана, думаю, начнем совместно развивать территории».

   Описанное лишь незначительная часть масштабного мастер-плана, подчеркивали на встрече в Доме приемов ASG
Описанное лишь незначительная часть масштабного мастер-плана, подчеркивали на встрече в Доме приемов ASG

«Хороший задел. Для застройщиков важно понимать стратегию развития»

Описанное лишь незначительная часть масштабного мастер-плана, подчеркивали на встрече в Доме приемов ASG. Работа продолжается, но эксперты уже дают первую публичную оценку.

«Работа проведена огромная, проработка достаточно глубокая, — говорила помощник президента РТ Олеся Балтусова и обратила внимание на культурно- исторический аспект мастер-плана: — Можем ли создать интерактивную карту?»

В схему помощник президента предложила включить следующее:

  • Туристические маршруты.
  • Природные объекты.
  • Объекты культурного наследия, количество которых за 9 лет выросло на 23% до 1 724. Речь о памятниках архитектуры, археологии.

«Вопрос цифровизации, формирования единой базы данных — это одно из стратегических направлений», — поддержал идею Викулин, отметив, что в информационной системе будет блок, посвященный культурному наследию и туризму.

Оценили проект мастер-плана и в федеральной группе компаний «Самолет» — в этом году ГК планирует начать жилую застройку в Казани. «Это стратегический вектор развития региона, — сказала директор по градостроительной деятельности группы компаний „Самолет“ Дарья Дергунова. — Как мне кажется, у Татарстана самый правильный подход. Есть неудачные попытки разработки мастер-плана: возвращаются, перерабатывают. Здесь, мне кажется, хороший задел. Для застройщиков важно понимать стратегию развития по транспорту, инженерным сетям, социальным объектам. Это в том числе и наши риски. Когда стратегия в наличии, город и регион понимают, куда движутся — для нас это понятная ситуация, регион становится приоритетным с точки зрения развития нашего бизнеса здесь».

«Это шаг к более последовательному планированию градостроительной деятельности, — оценил мастер-план директор по развитию территорий группы компаний ASG invest Ринат Аисов. — Разумеется, нет такого, что наши планы один в один соответствуют мастер-плану. Однозначно соответствует развитие территории „Восточная дуга“ — это ключевой резерв агломерации. Но есть планы по районам, которые в мастер-плане вынесли за 2050 год. Хотим запустить до этого срока, но Институт посчитал, что до их развития дело не дойдет».

Иван Скрябин

Фото: Иван Скрябин