Найти тему
Татар-информ

«Воздвиг себе памятник в виде КАМАЗа»: 99 лет со дня рождения Льва Васильева

Оглавление

Сегодня отмечается 99-я годовщина со дня рождения легендарного Льва Васильева – первого гендиректора КАМАЗа. Благодаря ему в чистом поле в Набережных Челнах был построен автогигант, с конвейера которого почти 50 лет назад сошел первый грузовик. Чем запомнился Васильев – в материале «Татар-информа».

Лев Борисович Васильев: «По существу, автомобилистом стал еще сидя на горшке. Мой отец был шофером». Фото: tatmsk.tatarstan.ru
Лев Борисович Васильев: «По существу, автомобилистом стал еще сидя на горшке. Мой отец был шофером». Фото: tatmsk.tatarstan.ru

«Его биография – лучший показатель того, каким он был человеком»

«О Льве Борисовиче достаточно много уже сказано. Его биография – лучший показатель того, каким он был человеком. Он один из столпов, который сыграл огромную роль в создании автомобильного гиганта на Каме вместе со строителями и другими участниками стройки. Жаль, что его нет уже с нами, но он себе воздвиг памятник в виде КАМАЗа и Набережных Челнов вместе со своим коллективом», – сказал «Татар-информу» генеральный директор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов Фарид Башаров.

Лев Борисович Васильев родился 7 февраля 1925 года в Москве и с малых лет увлекался автомобилями и всем, что с ними связано.

​«Он один из столпов, который сыграл огромную роль в создании автомобильного гиганта на Каме вместе со строителями и другими участниками стройки». Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​«Он один из столпов, который сыграл огромную роль в создании автомобильного гиганта на Каме вместе со строителями и другими участниками стройки». Фото: tatmsk.tatarstan.ru

«По существу, автомобилистом стал еще сидя на горшке. Мой отец был шофером. Тогда импортные автомобили приходили в небольшом количестве. И, как правило, к ним прилагались технические данные. Тормозная система, рулевое управление, двигатель, питание бензиновое – все это я в себя впитывал с малых лет. А с десяти лет посещал автомобильную секцию в Доме пионеров», – вспоминал Васильев в одном из последних интервью.

В начале войны отец отправил семью в Ульяновск, на родину матери. Здесь в 16 лет Васильев начал работать на автобазе флота грузчиком, затем шофером.

В армию призвали в феврале 1943 года. На фронте в боях против фашистской Германии получил пять ранений.

​В 22 года Васильев пришел работать на завод «Москвич», а в 38 лет он возглавил завод и руководил им на протяжении 16 лет. Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​В 22 года Васильев пришел работать на завод «Москвич», а в 38 лет он возглавил завод и руководил им на протяжении 16 лет. Фото: tatmsk.tatarstan.ru

Руководил «Москвичом» 16 лет

В 22 года Васильев пришел работать на завод «Москвич», а в 38 лет он возглавил завод и руководил им на протяжении 16 лет. После этого, в 1968 году стал заместителем министра автомобильной промышленности СССР.

На этом посту он занимался внешней торговлей – 60% собранных автомобилей поставлялись за рубеж. «Но зарубежные страны требовали грузовые автомобили, а их мало было в стране, самим не хватало», – отмечал Васильев.

В итоге решили создать завод большегрузных автомобилей, генеральным директором которого и назначили Васильева. Местом строительства завода после непродолжительной борьбы между городами были определены Набережные Челны.

​Место строительства Васильев описывал так: «Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Всё! Больше ничего нет». Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​Место строительства Васильев описывал так: «Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Всё! Больше ничего нет». Фото: tatmsk.tatarstan.ru

«Поле чистое, кибитка какая-то стоит»

Место строительства Васильев описывал так: «Поле чистое, кибитка какая-то стоит. Вышка, на ней мешок, определяющий направление ветра. Всё! Больше ничего нет».

Таким образом, строительство завода началось с нуля, без технологий, проектов и конструкции. «Наверное, это единственная в мире практика: конструируя автомобиль, под него делали технологии и все остальное», – делился Васильев.

​Первый грузовик сошел с конвейера уже через 6,5 года после решения о создании комплекса – 16 августа 1976 года. Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​Первый грузовик сошел с конвейера уже через 6,5 года после решения о создании комплекса – 16 августа 1976 года. Фото: tatmsk.tatarstan.ru

При этом первый грузовик сошел с конвейера уже через 6,5 года после решения о создании комплекса – 16 августа 1976 года.

Приоритетным для Льва Васильева было и решение жилищной проблемы. За годы его работы в Набережных Челнах и Заинске были построены сотни жилых домов общей площадью более 3,5 млн квадратных метров, 27 школ, 55 детских садов. Кроме того, были введены в строй детские оздоровительные лагеря на 1,4 тыс. мест, объекты торговли площадью 25 тыс. кв. метров, больница скорой медицинской помощи, корпуса Медгородка, гостиницы «КАМАЗ», «Татарстан», «Кама».

​За выдающиеся успехи при строительстве КАМАЗа Льву Борисовичу в 1977 году присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот». Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​За выдающиеся успехи при строительстве КАМАЗа Льву Борисовичу в 1977 году присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот». Фото: tatmsk.tatarstan.ru

За выдающиеся успехи при строительстве КАМАЗа Льву Борисовичу в 1977 году присвоили звание Героя Социалистического Труда, вручили орден Ленина и Золотую медаль «Серп и Молот».

В 1981 году он вернулся в Москву заместителем министра автомобильной промышленности – генеральным директором автозавода «Москвич». В 1983 году назначен заместителем председателя Госплана СССР по машиностроению. С 1984 года – министр машиностроения для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР. С 1988 года Васильев работал заместителем председателя Государственной комиссии по военно-промышленному комплексу.

«Моя жизнь удалась. Я успел сесть в последний вагон социализма. Конечно, я счастливый человек. Я доволен. Пусть кто-нибудь другой попробует пройти такую школу», – говорил Лев Васильев.

​Лев Васильев скончался ночью 21 августа 2023 года на 99-м году жизни. Его труд и заслуги высоко оценивают его знакомые, коллеги, а также Правительство Татарстана. Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​Лев Васильев скончался ночью 21 августа 2023 года на 99-м году жизни. Его труд и заслуги высоко оценивают его знакомые, коллеги, а также Правительство Татарстана. Фото: tatmsk.tatarstan.ru

«При жизни стал настоящей легендой»

Лев Васильев скончался ночью 21 августа 2023 года на 99-м году жизни. Его труд и заслуги высоко оценивают его знакомые, коллеги, а также Правительство Татарстана.

«Великий человек, участник войны. Нужно, чтобы помнили тех, кто создавал этот город, особенно это касается молодого поколения. Это человек, который вписал свое имя в историю России. Великий человек великой эпохи», – поделился своим мнением Фарид Башаров.

Генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника, в прошлом – начальник Управления культуры Набережных Челнов Гульзада Руденко в свою очередь поделилась, что Васильев для нее остался невероятно интеллигентным, достойным руководителем высочайшего уровня.

«Когда выступал Лев Борисович, было очень приятно слушать: выверенные слова в выступлениях, стать настоящего, умного руководителя, профессионала высочайшего класса. Все это в нем сочеталось, и при этом он был очень скромным, добрым и справедливым человеком.

​Раис Татарстана Рустам Минниханов называл Льва Васильева настоящей легендой. Фото: tatmsk.tatarstan.ru
​Раис Татарстана Рустам Минниханов называл Льва Васильева настоящей легендой. Фото: tatmsk.tatarstan.ru

Раис Татарстана Рустам Минниханов называл Льва Васильева настоящей легендой.

«Масштабная, неординарная личность, Лев Борисович при жизни стал настоящей легендой, его колоссальное трудолюбие и целеустремленность, мощный дух созидания и умение сплачивать и вдохновлять окружающих его людей на активную работу и сегодня с безграничным уважением и признательностью вспоминают камазовцы, все, кому посчастливилось встретиться с этим уникальным человеком на профессиональном и жизненном пути», – отмечал Раис Татарстана после смерти Васильева.

Он также подчеркивал, что жизнь Льва Борисовича является бесценным образцом искреннего служения родной стране и народу, верности своему призванию и огромной любви к людям.

«Таким – сильным, талантливым руководителем, большим тружеником, очень светлым и щедрым душой человеком Лев Борисович Васильев остается в благодарной памяти татарстанцев», – говорил Минниханов.

Александр Хевронин