Найти тему
Татар-информ

Главы лично отчитаются Минниханову: как Геллер раскручивает маховик торгов для бизнеса

Оглавление

Выручка резидентов Республиканского маркетингового центра по итогам 2023 года превысила 210 млрд рублей, за год показатель вырос примерно на 8,6%. План на 2024 год – побить и это достижение. «Татар-информ» выяснил, что помогло нарастить обороты в ушедшем году и что поможет их как минимум не сбавить в новом сезоне.

Выручка резидентов Республиканского маркетингового центра (РМЦ) по итогам 2023 года превысила 210 млрд рублей. Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»
Выручка резидентов Республиканского маркетингового центра (РМЦ) по итогам 2023 года превысила 210 млрд рублей. Фото: © Салават Камалетдинов / «Татар-информ»

Продавцы на РМЦ покорили новую высоту

Выручка резидентов Республиканского маркетингового центра (РМЦ) по итогам 2023 года превысила 210 млрд рублей. Об этом «Татар-информу» сообщили в Агентстве по госзаказу Республики Татарстан (АГЗ РТ), которое управляет электронными площадками биржевой торговли федерального уровня.

Это новый рекорд – по итогам 2022-го, напомним, оборот резидентов РМЦ взлетал до 193 млрд рублей. То есть за год показатель вырос примерно на 8,6%.

Интересно, что итоговая сумма идеально попадает и даже чуть превышает план – прогноз Минэкономики РТ, который ранее ставил перед РМЦ именно такую планку (210 млрд рублей). Достижение тем более приятно, что в течение прошлого года суммарные результаты площадок РМЦ все время отставали от показателей аналогичных периодов 2022 года. «Татар-информ» ранее подводил итоги за первый квартал, первое полугодие и за 9 месяцев 2023-го. И тогда казалось, что догнать, а уж тем более перегнать прошлогодний рекорд не выйдет.

Но это только казалось.

​РМЦ как «агрегатор функций по продвижению на рынки продукции региональных поставщиков» был создан по поручению Раиса Татарстана Рустама МиннихановаФото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
​РМЦ как «агрегатор функций по продвижению на рынки продукции региональных поставщиков» был создан по поручению Раиса Татарстана Рустама МиннихановаФото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

Напомним, РМЦ как «агрегатор функций по продвижению на рынки продукции региональных поставщиков» был создан по поручению Раиса Татарстана Рустама Минниханова для привлечения к электронным закупкам, главным образом представителей малого и среднего бизнеса (МСБ) из Татарстана.

Закупочный модуль РМЦ построен на базе общероссийской системы электронной торговли с общим доменным именем Zakazrf.ru. Он объединяет федеральные площадки для бюджетных закупок по ФЗ-44, коммерческих торгов по ФЗ-223, площадку по реализации имущества и прав, а также агрегатор «Биржевая площадка» bp.Zakazrf.ru.

Доходы как у КАМАЗа или «Нижнекамскнефтехима»

С чем сравнить свежий финансовый результат резидентов РМЦ? К примеру, с годовой выручкой КАМАЗа – по предварительным данным, за 2023-й она может составить чуть менее 300 млрд рублей. Или с выручкой «Нижнекамскнефтехима» – 159,4 млрд рублей за 9 месяцев 2023 года (итоги за год будут озвучены позднее). Также это больше, чем оборот всех организаций, осуществляющих, например, в Татарстане деятельность по операциям с недвижимым имуществом (по итогам 11 месяцев 2023 года – около 160 млрд рублей).

«Даже если люди работают с маржой в 5%, они уже получили огромную прибыль, и эти миллиарды рублей они понесут в наши парикмахерские, рестораны, фитнес-клубы. Таким образом, экономика Татарстана получает вторичный оборот капитала», – описывал ранее преимущества от деятельности РМЦ глава АГЗ РТ Яков Геллер.

​Яков Геллер, в своей статистике РМЦ учитывает количество только тех продавцов, «кто реально победил в торгах, сделал поставку и получил выручку»Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»
​Яков Геллер, в своей статистике РМЦ учитывает количество только тех продавцов, «кто реально победил в торгах, сделал поставку и получил выручку»Фото: © Султан Исхаков / «Татар-информ»

Интересно, что количество продавцов из республики, получивших выручку на ресурсах РМЦ, за год выросло не существенно – до более 4,5 тыс. Кстати, это еще одно попадание в яблочко, то есть в план, поставленный перед АГЗ РТ Минэкономики Татарстана. За 2022-й, для примера, число продавцов лишь немногим не дотянуло до 4,4 тыс. Арифметическая разница между двумя цифрами – всего 139 предпринимателей.

При этом в Казани, где сосредоточено основное количество продавцов, их число выросло и вовсе символически – с 2499 до 2550. А вот в остальных районах Татарстана – более существенно, с 1880 до 1996. Как объяснил «Татар-информу» глава АГЗ РТ Яков Геллер, в своей статистике РМЦ учитывает количество только тех продавцов, «кто реально победил в торгах, сделал поставку и получил выручку».

«Участников торгов, конечно, кратно больше. Но в отличие от статистики про селлеров мы указываем не тех, кто выставил продукцию на прилавок, а тех, кто реально продал товар и получил выручку. Это как бухгалтерская отчетность. Этакий счет на табло», – отметил Геллер.

На своем сайте РМЦ показывает фирмы, «которые получили наибольшую выручку – в пример тем, кто учится не только участвовать, но и побеждать в торгах и поставлять продукцию».

-4

«Наш отчет – это только цифры на табло, остальное – работа главы»

Основной вклад в общую копилку, естественно, внесла Казань – выручка продавцов здесь выросла на 8,3%, до 174,1 млрд рублей (по итогам 2022-го, напомним, результат вышел тоже солидный – 160,6 млрд рублей). Для сравнения: продавцы остальных 43 муниципальных районов Татарстана, а также Набережных Челнов наторговали за год на 36 млрд рублей, что, правда, на 10% больше, чем годом ранее (32,8 млрд рублей).

Львиную часть этой суммы – более 19 млрд рублей сформировали всего трое – Набережные Челны, а также Сабинский и Зеленодольский районы.

Вообще выручку в объеме более 1 млрд рублей получили продавцы лишь еще шести районов: Балтасинского, Бугульминского, Елабужского, Нижнекамского, Тукаевского и Чистопольского. То есть за пределами топ-10 такие вершины пока никому не покорились.

​

Отметим, что на эти же районы приходится и львиная часть продавцов (без учета Казани) – 1050, то есть более половины всего их «районного» количества.

Стоит отметить, что и в топ-10, и в остальном списке районы за год сработали с разной динамикой. Выросла выручка в 23 муниципалитетах (без учета Казани), в некоторых – кратно.

В числе передовиков – Зеленодольский (он прибавил на 417%), Спасский (плюс 374%) и Аксубаевский (плюс 211%) районы. В Камско-Устьинском, Рыбно-Слободском и Тетюшском районах выручка выросла в два-три раза. Правда, в абсолютных цифрах, конечно, итоговые результаты этих муниципалитетов вряд ли сильно воодушевят, но курочка клюет по зернышку.

В числе аутсайдеров по динамике – Актанышский район, в котором продавцы, число которых сократилось всего на 4 единицы (с 34 до 30), снизили выручку с более чем на 2 млрд – до 100 млн рублей! Также из группы районов, в которых обороты превышали 1 млрд рублей, выбыли Апастовский, Арский и, что особенно печально, Лаишевский.

-6

Кратно сократилась выручка продавцов в Муслюмовском, Сармановском и Ютазинском районах – и это при том, что они и так в лидерах по этому показателю никогда не ходили. При этом лишь в Сармановском продавцов стало сильно меньше – 21 вместо 34, а вот в некоторых из «отставших» число МСП, заработавших на торгах, даже выросло.

«Мы не устаем повторять, что все дело в отношении главы конкретного района к заботам малого и среднего бизнеса на вверенной ему территории. Чем больше людей на их территориях получит доступ к торгам, тем больше денег они заработают. Чем больше будет заказов, особенно со стороны бюджетных организаций, которые также в руках муниципальных властей, тем больше будут и суммы выручки, которая распределяется на максимально возможное число предпринимателей. Наш отчет – это только цифры на табло, а все остальное – текущая работа лично главы и руководителей района, их заинтересованности», – говорит Яков Геллер.

«В прошлом году нам удалось «приоткрыть» два новых рынка для МСБ»

Основной объем выручки, как обычно, пришелся на бюджетные закупки по пресловутому ФЗ-44 – более 166 млрд рублей (годом ранее – на 6 млрд меньше), из которых 143 млрд получили продавцы в одной только Казани.

В то же время, по словам Якова Геллера, в прошлом году «удалось «приоткрыть» два новых рынка для поставщиков – субъектов МСБ Татарстана. Первый – рынок заказов для таких предпринимателей в рамках ФЗ-223, то есть со стороны так называемых регулируемых заказчиков, имеющих в уставном капитале долю государства свыше 50%.

«Был доведен жесткий план до таких предприятий в республике, а также территориально – до муниципалитетов. Выполнение плана весь год находилось под постоянным контролем Минэкономики Татарстана, и даже Рустам Нургалиевич Минниханов на своих совещаниях в числе других вопросов всегда заслушивал информацию о выполнении этого плана», – рассказал Геллер.

​Все без исключения муниципальные районы Татарстана план по заказам регулируемых предприятий выполнили. Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»
​Все без исключения муниципальные районы Татарстана план по заказам регулируемых предприятий выполнили. Фото: © Михаил Захаров / «Татар-информ»

По его словам, все без исключения муниципальные районы Татарстана план по заказам регулируемых предприятий выполнили. А Казань, Набережные Челны, Зеленодольский и еще более десяти районов – перевыполнили!

«В итоге взамен закрытой системы закупок и так называемых устойчивых пар в республике возник равнодоступный рынок поставок по результатам анонимных электронных торгов. Это позволило МСП Татарстана получить новый рынок сбыта и дополнительные доходы», – подчеркнул глава АГЗ РТ.

Цифры от РМЦ еще более красноречивы. Так, выручка, полученная республиканскими продавцами на площадке 223etp.zakazrf.ru, за год выросла на 10 млрд рублей – с 30 до 40 млрд рублей! Главным образом, в Казани – с 19 до 29 млрд рублей (остальные районы на этом ресурсе прибавили пока скромнее – в сумме всего около 340 млн рублей).

Второй рынок, «пока что тоже именно “приоткрытый”», отметил Геллер, – это закупки продукции, необходимой для выполнения заключенных заказов. Их еще называют закупками второй руки.

Ранее глава АГЗ РТ объяснял «Татар-информу», что эти торги касаются, например, такой ситуации: «Допустим, какая-то организация выигрывает сейчас контракт на строительство в Татарстане школы. А теперь внимание – вопрос: а где она будет покупать кирпич, трубу, цемент, шифер, рубероид, краску?»

«Спасибо Департаменту питания города Казани за помощь в создании этого рынка и – на их примере – за распространение методологии еще на 20 из 30 поставщиков горячего питания в республике. Все это вкупе и позволило увеличить выручку республиканских продавцов на ресурсах РМЦ в 2023 году», – заявил Яков Геллер.

«Мы надеемся на выполнение поставленного рубежа»

Добавим, что за 2023 год также выросло и количество республиканских продавцов (с 350 до 447), и полученная ими через ресурсы РМЦ выручка, но от заказчиков не из Татарстана. На общем фоне сумма, конечно, пока что выглядит более чем скромно – чуть меньше 9 млрд рублей, но ведь годом ранее она была в три раза меньше. Так что колесо раскручивается.

Правда, более 8,1 млрд рублей из этой суммы получили продавцы из Казани (годом ранее – менее 2,5 млрд рублей), а вот остальные районы в сумме сработали с небольшим минусом. Важно отметить, что такой возможностью вообще не воспользовались (или не смогли воспользоваться) продавцы из 11 районов.

«Нам приятно, что РМЦ как инструмент информирования, обучения и содействия позволяет республиканским поставщикам получать доходы от поставок продукции в другие регионы и привозить в республику выручку. Собственно, это одна из задач РМЦ, и мы продолжим работать в этом направлении», – отметил по этому поводу Яков Геллер.

​

По ранее озвученному прогнозу Минэкономики РТ, в 2024 году количество продавцов республики, получивших выручку на ресурсах РМЦ, должно вырасти до 4,6 тыс., а их выручка – до 215 млрд рублей. Перед муниципалитетами по-прежнему стоит задача наращивать закупки по ФЗ-223 и вовлекать все больше и больше людей в эту деятельность.

Яков Геллер надеется на выполнение «поставленного рубежа».

«Если в прошлом году в центре внимания находилось выполнение плана по заказам, то в этом году не меньшее внимание будет уделяться получению выручки субъектами МСП. В сценарий отчета глав районов перед Раисом республики уже включен постоянный пункт о выручке. Агентство планирует открытие еще одного рынка для поставщиков из МСП, уже создан и начинает работать отдел «АГЗснаб». Есть и другие задумки. Будем работать все вместе. План нужно выполнять!» – заявил «Татар-информу» Геллер.

Александр Попов