22,7K подписчиков

Долгий путь "Кронштадта" в состав ВМФ

Торжественная церемония подъёма военно-морского флага на дизель-электрической подводной лодке Б-586 "Кронштадт" состоялась на судостроительном заводе "Адмиралтейские верфи" 31 января 2024 года. Это вторая подводная лодка проекта 677 (шифр "Лада") и первая серийная "шестьсот семьдесят седьмая".

РИА Новости
РИА Новости

В мероприятии приняли участие Главнокомандующий ВМФ Российской Федерации адмирал Николай Евменов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Евтухов, командующий Северным флотом Александр Моисеев, представители Главного командования ВМФ и Северного флота, руководства ОСК и завода, а также Кронштадтского района города Санкт-Петербурга. В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ "Кронштадт" зачислили в состав соединения Кольской флотилии разнородных сил Северного флота.

Путь "Кронштадта" от закладки, которая состоялась в 2005 году, до ввода в строй оказался весьма продолжительным. История подлодок этого проекта началась ещё в первой половине 1980-х, когда возникла идея о замене имеющихся в составе ВМФ СССР ДЭПЛ разных проектов. Предполагалось постепенно заменить весь разномастный "зоопарк" на подлодки одного нового проекта. Первоначально "Ладу" планировали сделать более компактной и дешёвой, чем ДЭПЛ проекта 877 (шифр "Палтус"), чтобы создать их в большем количестве. Однако Комиссия Президиума Совета министров СССР по военно-промышленным вопросам отказалась финансировать разработку «подводного ширпотреба», и концепция ДЭПЛ проекта 677 заметно изменилась.

Теперь "Лада" представлялась конструктору ЦКБ МТ "Рубин" Юрию Кормилицыну, которого поддержал главком ВМФ Владимир Чернавин, более продвинутой, чем "Палтус", хотя и оставалась по-прежнему меньшей по размерам. Коэффициент новизны "Лады" как инженерного сооружения должен был составить примерно 0,7. Создатели видели её как современного, компактного, неуловимого и универсального "морского охотника". ДЭПЛ должна была стать на 50% тише, чем "Палтус", который на Западе получил прозвище "Чёрная дыра" из-за того, что его уровень шума был более низким, чем естественный шумовой фон океана.

РИА Новости
РИА Новости

Желание получить неатомную суперсубмарину у нашего Флота оказалось столь велико, что проектирование «Лады» продолжилось даже после распада СССР. Однако тяжёлая экономическая ситуация в стране и большое количество внедряемых в проект новинок не могли не оставить свой отпечаток. Техпроект получилось утвердить лишь со второй попытки. За время создания ДЭПЛ проекта 677 было отработано порядка 200 ОКР, из которых 130 смогли "прописаться" на борту субмарины.

Головная ДЭПЛ проекта 677, получившая название Б-585 "Санкт-Петербург", под строительным номером 01570 была заложена на "Адмиралтейских верфях" 26 декабря 1997 года. Спустить её на воду удалось лишь 28 октября 2004 года. При том, что в советское время промежуток между закладкой и спуском на воду ДЭПЛ проекта 877 занимал всего 6-7 месяцев. В современной России для дальнейшего развития проекта 877 - ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр "Варшавянка") тот же временной промежуток составляет от одного года до трёх лет.

После спуска "Санкт-Петербурга" на воду к головной "Ладе" возникло большое количество претензий. Доделка и переделка велись параллельно с ходовыми испытаниями, что никак не способствовало сокращению сроков последних. К тому моменту, когда удалось выявить все "косяки" головной "Лады", на "Адмиралтейских верфях" уже успели заложить ещё две ДЭПЛ проекта 677: Б-586 "Кронштадт" и Б-587 "Севастополь", позже переименованную в "Великие Луки". "Санкт-Петербург" был принят в опытную эксплуатацию 22 апреля 2010 года. Вместе со всеми неисправленными недостатками.

РИА Новости
РИА Новости

В ноябре 2011 года Главный штаб ВМФ сообщил о сворачивании программы испытаний головной "Лады". В боевой состав флота "Санкт-Петербург" решено было не принимать. Подлодку оставили в положении испытательного стенда для отработки "отдельных перспективных комплексов". Остановилась достройка Б-586 и Б-587. А тем временем имеющиеся в составе нашего флота ДЭПЛ проекта 877 нуждались в скорейшей замене. Началась постройка модернизированных "Палтусов" - ДЭПЛ проекта 636.3 (шифр "Варшавянка"). Но на "Ладах" крест всё же не поставили. "Санкт-Петербург" отправили на Северный флот для окончательной доводки, а Б-586 и Б-587 решили достроить по скорректированному техническому проекту.

В сентябре 2021 года Б-585 смогла успешно завершить опытную эксплуатацию и - ура! - войти в боевой состав флота. А весной 2023 года стало известно следующее: "Подлодка "Санкт-Петербург" планируется к списанию, поскольку её модернизация очень затратна, а на эти средства можно построить новую лодку". Окончательный приговор прозвучал 5 февраля 2024-го: "Подлодка "Санкт-Петербург" выведена из состава ВМФ. Принято решение о её утилизации". Но хотя её судьба и оказалась трагичной, эта подлодка дала путёвку в жизнь серии столь необходимых нашему Флоту ДЭПЛ проекта 677, включая и долгострой - первую серийную "Ладу" - Б-586 "Кронштадт".

Больше информации по этой теме в материале Еженедельника "Звезда"

#вооружение #флот #подлодка #лада #кронштадт #россия #армия