Разногласия между Зеленским и Залужным не прекращаются, и главкому ВСУ даже грозит увольнение, пишет The Times. Но этот шаг станет ошибкой для Киева: напряженность между президентом и генералом только отпугивает западных союзников.
Напряженность в отношениях между украинскими политиками и генералами может отпугнуть западных союзников
Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram
Два наиболее популярных политических игрока Украины находятся в состоянии конфликта. Президент Зеленский, лучший в стране продавец, после почти двухлетнего конфликта по-прежнему имеет среди украинцев 62-процентный рейтинг одобрения. Его главнокомандующий Валерий Залужный по прозвищу "Железный генерал", в свою очередь, может похвастать 88%. Неудивительно, что президент видит в главкоме потенциального соперника и хочет его уволить.
На Украине действует военное положение, и намеченные на март выборы пришлось отменить из соображений безопасности, так что в стране идет не слишком сдержанная борьба за власть.
Это соперничество способно повлиять на многое, ведь Украине нужны западное оружие и постоянная политическая поддержка. В США сенаторам удалось протолкнуть законопроект о выделении Украине помощи в размере 62 миллиардов долларов, но с Конгрессом все будет не так просто из-за грядущих выборов. Спикер палаты представителей Майк Джонсон заявил, что поддержит отдельный законопроект о расходах, включающий 17,6 миллиардов долларов для Израиля, но без упоминания Украины. Дональд Трамп, вероятный кандидат в президенты от республиканской партии, ясно дает понять, что без энтузиазма относится к продолжению боевых действий на Украине.
По утверждению Киева, только в этом году ему требуется иностранная помощь в размере 34,5 миллиарда евро. Европа пообещала 50 миллиардов, но не разом, а в течение четырех лет. Если США проявят безразличие, — и особенно если победит Трамп — возникнет серьезный дефицит. Зеленский, который бо́льшую часть времени пытается убедить западные государства ускорить поставки, уже чует смену ветра. Поэтому, признав в интервью тупиковую ситуацию на поле боя, Залужный разозлил президента. Помощники генерала утверждают, что он намеревался использовать более нейтральный термин “равновесие”, тогда как слово “тупик” навело на мысль о том, что украинцы уже достаточно намучились, чтобы рассмотреть российские условия урегулирования. Бесполезный и совершенно неправильный сигнал на фоне попыток Зеленского наскрести сотни тысяч патронов и единиц “чудо-оружия”.
Украинское сопротивление в значительной степени зависит от воли правительства к победе. Однако все публичные споры между генералом и президентом свидетельствуют о беспокойстве по поводу того, как далеко может зайти правительство в отсутствие выборов. Зеленского часто обвиняют в том, что он превратил динамичную демократическую культуру своей страны в более закрытое общество.
Гражданские лидеры не раз увольняли военных командиров — президент США Гарри Трумэн отстранил Дугласа Макартура от командования из-за сомнений в отношении американской политики в Корее, — и игнорировали критику в адрес собственного деспотичного руководства. Но дилемма Зеленского сложнее: ему нужно продемонстрировать твердость намерений вопреки подавляющему превосходству сил противника. Это требует демонстрации единства между гражданским правительством и военными. Настаивая на новых жертвах среди мирного населения в течение следующего года, Зеленский и Залужный оба должны нести ответственность за военное руководство. Публичные ссоры ослабляют поддержку Запада и играют на руку России.