Найти тему

Наследственность или среда: что первично при формировании личности человека?

Оглавление

Над этим вопросом учёные в разных областях — биологии, генетики, социологии, психологии и др. — думают не одно столетие. Кто-то убеждён, что основное влияние оказывают гены и наследственность, кто-то считает, что всё-таки среда играет главенствующую роль.

Мои читатели тоже решили порассуждать об этом вопросе.

И их мнения... разделились. Что неудивительно.

В этой статье мне бы хотелось поделиться моим взглядом со стороны психолога-практика в сфере детства и родительства.

Понимание идей генетического детерминизма в работе психолога

Идеи генетического (биологического) детерминизма оказали большое влияние на развитие науки и понимание человеческой природы. Эта концепция гласит, что гены играют основную роль в определении нашего поведения, характера и даже возможностей.

Гены оказывают большое влияние на человека:

  • Физические характеристики: цвет волос и глаз, рост, форму тела и его потенциал и т.д.
  • Поведение и черты личности: интроверсия/экстраверсия, темперамент, акцентуации личности, склонность к агрессии/тревожности и т.д.
  • Подверженность к заболеваниям: вероятность рака, диабета, сердечно-сосудистых заболеваний, депрессии и т.д.
  • Реакция на фармакологическое воздействие: способность организма обрабатывать лекарственные препараты и реагировать на них.

С одной стороны, понимание, как гены могут повлиять на физиологию, психологию и социальное поведения человека, несомненно, очень важно для психолога-практика в сфере детства и родительства (и не только). Ему нужно понимать, какие у конкретного ребёнка могут быть наследственные особенности, чтобы учитывать их в анализе проблемы и плане коррекционной работы.

С другой стороны, психологи также знают, что одна только наследственность без необходимой среды не сможет себя проявить. Ярким примером служат дети-маугли. Если такого ребёнка вовремя не социализировать, он никогда не сможет освоить речь, прямохождение, осознанную предметную деятельность и многое другое (даже если у него будет идеальная наследственность).

Понимание идей социального детерминизма в работе психолога

Практически параллельно с генетическим детерминизмом развивалась теория чистого листа (Tabula rasa), согласно которой люди рождаются без встроенного ментального содержания, и, следовательно, все знания происходят из опыта или восприятия.

Сторонники этой теории были убеждены, что ребёнок приходит в этот мир совершенно чистым и формируется посредством воспитания и среды. Таким образом, человек не скован влиянием генов и может сам строить свою личность.

С одной стороны, понимание, как наши черты и способности формируются под влиянием окружающей среды, культуры, образования и воспитательных методов, даёт психологу-практику поле для анализа и для выстраивания коррекционной работы.

С другой стороны, опора только на фактор среды сильно ограничивает специалиста и может привести к неверным выводам.

«ИЛИ» или «И»

К XXI веку многие учёные пришли к выводу, что этот спор «что же первично» не имеет смысла. Они отметили, что гены экспрессируются в окружающей среде и могут иметь переменные выражения в другой среде, и что на экспрессию генов постоянно влияет среда. Взаимодействие генов с окружающей средой изучает эпигенетика.

На мой взгляд, психологу-практику целесообразно рассматривать гены и окружающую среду как взаимодействующие факторы, которые влияют на формирование личности.

Генетическая сторона помогает специалисту увидеть потенциал, особенности и возможные ограничения. Но она ставит под вопрос необходимость обучения и воспитания, ведь «против генетики не попрёшь».

Социальная сторона помогает специалисту показать родителям те аспекты среды, на которые можно повлиять, чтобы ситуация стабилизовалась. Это даёт ощущение активной позиции в собственной жизни. Но опора только на фактор среды совершенно не учитывает биологические особенности человека.

Таким образом, современный психолог смотрит на формирование личности в комплексе.

О том, какие могут быть внутренние и внешние причины для формирования личности, можно прочитать тут:

Здесь же можно почитать и о мнении читателей на этот вопрос.

-2

Таким образом, существует три позиции: важнее наследственность, важнее среда и оба эти фактора важны. Каким бы ни был ваш взгляд на этот вопрос, он имеет право на существование, ведь аргументов в пользу каждой из сторон предостаточно. Главное понимать, для чего вам хочется придерживаться той или иной позиции?

Для себя (как для человека) я отвечаю на этот вопрос так: «Я приминаю свою биологическую данность с её ограничениями и возможностями, зная генетические аспекты своего организма, я могу выстраивать свою жизнь так, чтобы снижать какие-то риски и делать упор на сильные стороны. К тому же биологическая сторона даёт мне ощущение продолжения жизни и единения: я есть мои родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки и т.д. Я понимаю, как на меня влияла социальная обстановка, и что какие-то особенности личности были приобретены посредством воспитания, культуры, образования и т.д. Я знаю, что, меняя среду, я могу менять многие аспекты свой жизни. Социальная сторона даёт мне мотивацию для внутренней работы и для активной позиции в жизни».

Для себя (как для психолога-практика) я отвечаю на этот вопрос так: «Только учёт обеих сторон даёт мне возможность провести комплексный анализ ситуации, чтобы помочь ребёнку и родителю в их трудности».

Дикслеймер: статья носит информационный характер и не является постановкой диагноза или единственным вариантом решения проблемы. Конкретные случаи необходимо разбирать со специалистом.

Если материал кажется вам интересным и полезным, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь. Это поможет другим видеть статьи в рекомендациях и знакомиться с увлекательным миром психологии и педагогики.

Записаться на онлайн-консультацию ко мне можно по почте katerinakozina.psy@gmail.com