Найти тему

КТО ХОЧЕТ ИДТИ ЗА МНОЮ

Евангелие 3-й Недели Великого поста Крестопоклонной, о следовании за Христом

Великий Пост — время следования за Христом. Это весна души, когда после различных событий года, взлетов и падений, нередко заканчивающихся унынием и печалью, наступает время проснуться от духовного оцепенения. Как весной, казалось бы, безжизненная природа вновь преображается и появляется новая зелень, так и душа человека ждет расцвета, личной Пасхи, и откликается на великопостный призыв Церкви покаяться, ибо «приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).

В середине Великого Поста, в 3-ю Неделю (воскресный день), на Божественной Литургии Святая Церковь предлагает услышать Евангельский отрывок, который можно озаглавить так: «Евангелие следования за Христом» (Мк. 8:34-9:1). Этот день называется «Крестопоклонной Неделей». Именно в понятии "несения Креста" заключен ответ на вопрос о том, как человек может следовать за Христом в земной жизни…

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им:  кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Несколько слов нужно сказать про то, что́ предшествовало проповеди Христовой о крестоношении. Только что Он поведал апостолам о Своих грядущих крестных страданиях и смерти, за которой последует славное и победоносной воскресение из мертвых. Но самый пылкий из апостолов, Петр, отозвав Спасителя, стал прекословить Ему, призывая Господа проявить к Самому Себе жалость. Но Спаситель на это ответил: «…Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33).

Один из толкователей Священного Писания, греческий и российский богослов и педагог, архиепископ Никифор (Феотокис) (XVII в.) видит в словах Спасителя призыв исполнить три важнейшие христианские обязанности: «отречься самого себе, взять свой крест и последовать Мне (Господу)». Чтобы «отречься от самого себя», нужно отречься от «ветхого человека» в себе. А «ветхий человек» символизирует поврежденную грехом человеческую природу, ради которой Спаситель пришел в мир, чтобы воссоздать ее, преобразить, искупить от власти греха и вознести с Собой на небо. «Взять крест» означает вести непримиримую борьбу со злом и грехом в самом себе.

«Последовать Господу» означает не что иное, как встать на путь христианских добродетелей, мыслью, словами и делами выполняя сказанное в Евангелии. Каждый в свою меру может пойти по стопам Спасителя, кто-то большими шагами, а кто-то меньшими, в зависимости от дара Божьей Благодати. О том, что крестоношение должно сочетаться с прочими христианскими добродетелями, говорит и другой исследователь Евангелия, блаженный Феофилакт Болгарский (XII в.): «...С распятием (несением Креста) должно иметь и другие добродетели, ибо это означают слова: «следуй за Мною».

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8: 35-37). Один из толкователей Священного Писания профессор Александр Лопухин отмечает, что в Евангелии от Марка говорится: «…Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия». Не случайно Господь называет Себя и Евангелие в одном ряду. Это убеждает нас, что Евангелие — это голос Самого Бога. Слово Божье и Евангелие неразделимы. А вот какой вывод делает профессор Александр Лопухин о читающих Священное Писание: «Как они относятся к Евангелию, так относятся, значит, и к Самому Христу».

Беречь свою душу от порока, зла и всякой скверны — одна из обязанностей христиан. В церковнославянском тексте на месте слова «беречь» употребляется более точное слово «спасти». Но если человек стремится сам, своими силами, опираясь на свою гордость, спасти свою душу от бед и скорбей, забывая, что жизнь во Христе, по заповедям, противоречит законам гедонизма мира сего, — такой человек вместо мнимого «спасения» обретет погибель в жизни вечной. Ведь если «сберегая душу» на земле он так и не приблизится ко Христу, то в вечности его ждет удаление от Бога. Но кто «погубит» свою душу, преодолевая различные испытания ради жизни во Христе и выполнения евангельских Заповедей, борясь с грехом, забывая об удовольствиях, тот спасет ее для будущего блаженства и упокоения, уготованных праведным душам на небесах.

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38). Обратим внимание, что Господь не сказал «кто отвергнет Меня…» По словам толкователя Священного Писания епископа Михаила (Лузина) (XIX в.), «…отвергнуться Христа можно по страху перед внешним насилием, по малодушию, по глупости и т. п.; постыдиться Христа и его учения можно только по гордости и высокоумию…» Действительно, во время гонений не каждому хватило внутренних сил, чтобы устоять перед лицом бед и скорбей. Вспомним отречение и последующее покаяние святого апостола Петра! (см. Мф. 26: 68-75). Но постыдиться Христа и Его слов, то есть, посмеяться над ними, унизить их ценность, возвеличивая себя и свою гордыню, может лишь тот человек, чье сердце очень далеко отстоит от Бога.

«И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9:1). Это уже предзнаменование того, какие блага ожидают людей, идущих путем «отречения себя», «крестоношения» и «следования за Христом». Святитель Василий Кинешемский, пострадавший за веру в XX веке, сравнивал следование по стопам Спасителя с тропинкой, ведущей через опасное болото. Окружающий нас мир на каждом шагу таит в себе опасность погрязнуть в лени, удовольствиях, злобе. Многие выбирают в качестве проводника через эту гать либо собственное легкомыслие,  либо прелесть «блуждающих» болотных огней, различных лжеучителей и соблазнительных учений, либо самоуверенность «кузнецов своего счастья»... Однако наиболее надежный Проводник на жизненном пути — Всесильный Бог. Ведь Он для того и спустился с небес на землю, чтобы повести за Собой, спасти от всякого зла и подарить Небесное Царство.

Говорят, «жизнь прожить — не поле перейти». Это значит, что в жизни все не просто. Она не укладывается в схемы, сценарии, всевозможные расчеты. Но нам даны надежные ориентиры для жизни на земле. Они в Законе Божьем, в вере, любви. Церковь учит нас придерживаться этого единственно спасительного пути, этой узкой тропинки среди опасностей. Кто желает достойно встретить Пасху своей жизни и увидеть «Царство Божие, пришедшее в силе», тому нужно смелее следовать за Христом, выбрав правильный, тесный, путь и верного Проводника в лице Самого Бога и Его Евангелия.

Андрей Ахметшин