Найти тему
Первый тендерный.

Значение «зелёных» государственных закупок для экологии

Оглавление

Рынок государственных закупок имеет свои тенденции. Одной из них является «экологизация». В статье разберёмся, что такое «зелёные» закупки, почему они возникли и какую пользу приносят, а также как такие процедуры проводят госзаказчики в РФ.

Что такое «зелёные» закупки

«Зелёные» закупки – это такие закупки, в которых заказчик при выборе поставщика учитывает экологические критерии. Такие тендеры проводятся на национальном уровне во многих европейских и азиатских странах. Цель «экологизации» закупок заключается в решении 2 глобальных проблем – загрязнение планеты и чрезмерное использование природных ресурсов.

История «зелёных» тендеров в мировой практике и в России

История экологически ответственных закупок началась в 1990-х годах. Австрия, Дания, Финляндия, Германия, Голландия, Швеция и Великобритания внедрили экологическую систему госзаказа на национальном уровне. Законодательно была закреплена необходимость закупки продуктов, которые оказывают меньшее влияние на окружающую среду. Многие другие страны также подхватили эту практику.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИСС 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:Заказать регистрацию в ЕИС

В России государственные «зелёные» закупки находятся только на стадии зарождения. Несмотря на то, что данная идея возникла ещё десятилетие тому назад, её долго не могли воплотить в жизнь. Первые шаги были предприняты властями в начале 2010-х годов. Предлагали включать в тендерную документацию экологические параметры и предоставлять преференции поставщикам товаров и услуг с экологической сертификацией. Помимо этого, планировали внести соответствующие изменения как в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – 44-ФЗ), так и в Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее – 223-ФЗ), но ни одна из этих инициатив не была реализована на практике до 2022 года.

В то же время коммерческие заказчики гораздо активнее подхватили этот мировой тренд. Так, компания «Сплат Глобал», производящая косметику и бытовую химию, получила экомаркировку I типа. Фирма смогла доказать, что её продукция соответствует экологическим критериям на всём протяжении жизненного цикла.

Горно-металлургический холдинг «Металлоинвест» утвердил политику корпоративной социальной ответственности и благотворительности, и теперь при закупке продукции компания оценивает поставщиков по параметрам устойчивого развития.

В 2022 году федеральные органы власти вернулись к идее экологически ответственных закупок и решили начать переход к модели «зелёных» тендеров с 1 января 2023 года. На основании постановления Правительства РФ от 8 июля 2022 года № 1224 (далее – постановление № 1224) введены экологические критерии в закупках некоторых видов товаров.

Проведение госзакупок с экологическими требованиями в России

Есть 4 критерия, по которым госзаказчик описывает объект закупки:

  • качественные характеристики — какой именно товар требуется
  • технические характеристики — какими свойствами он должен обладать
  • эксплуатационные характеристики — насколько надёжен товар в использовании
  • функциональные характеристики — для чего этот товар необходим.

Однако в соответствии с п. 5 ст. 33 44-ФЗ Правительство РФ может устанавливать и дополнительные требования, к которым были отнесены экологические. С 1 января 2023 года государственные заказчики должны запрашивать у поставщиков при закупке некоторых видов товаров долю вторичного сырья (постановление № 1224). В настоящее время заказчики имеют право требовать любое процентное значение вторичного сырья. Впрочем, власти не рекомендуют указывать нулевую долю (письмо Минприроды РФ от 16 сентября 2022 года № 25-29/36428).

Ожидается, что с 2024 года Правительство РФ установит минимальный процент вторичного сырья для товаров из «зелёного» списка. Вероятно, этот процент составит 3% в 2024 году и 5% с 2025 года.

Товары, которые входят в «зелёный» перечень

В соответствии с постановлением № 1224 с учётом экотребований закупают следующие товары из бумаги и стройматериалы:

  • бумажные изделия санитарно-гигиенического и бытового назначения, включая туалетную бумагу, бумажные полотенца, носовые платки и скатерти, салфетки различного назначения
  • твёрдые поверхностные покрытия и элементы благоустройства, такие как покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения
  • мягкие покрытия, включая резиновую плитку, покрытия из резиновой крошки, мягкую кровлю или другие гидроизоляционные материалы
  • органические удобрения, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей
  • контейнеры и урны для мусора

Планируется, что этот список будет пополняться каждый год. Минпромторг обязан представлять Правительству РФ новые предложения по товарам для госзакупок с экологическими требованиями не позднее 1 сентября каждого года.

Как действуют экотребования на практике

В рамках проведения конкурсов по 44-ФЗ заказчики теперь могут устанавливать критерий «экологические требования к продукции» и оценивать поставщиков по этому критерию. Поставщик может получить дополнительные баллы, если будет соответствовать экологическому критерию. Если поставщик не предложит ничего, относящегося к этому критерию, его заявку не отклонят — ему просто не начислят баллы (подп. «г» п. 2 ч. 1 ст. 43 44-ФЗ).

Согласно письму Минприроды РФ от 16 сентября 2022 года № 25-29/36428, для подтверждения соответствия экотребованиям поставщик может предоставить следующие документы:

  • письмо от производителя с указанием доли вторичного сырья в готовой продукции
  • выписку из технологической / производственной документации производителя
  • документацию на вторичное сырьё с учётом кода экономической деятельности ОК-034-2014

Помимо оценки поставщиков, госзаказчики используют экологические требования в описании объекта закупки. Если доля вторичного сырья товара не отвечает требованиям, установленным заказчиком, это может служить основанием для отклонения заявки. Также заказчик имеет право отказаться от приёмки товара и начислить неустойку, если поставщик доставит товар с показателями, не соответствующими требованиям.

Польза «зелёных» тендеров

Государственные «зелёные» закупки (ГЗЗ) играют важную роль в «озеленении» экономики. В 2020 году представители Российского экологического общества, Экологического союза и других организаций подготовили обширный доклад, в котором рассмотрели зарубежный опыт «экологизации» тендеров.

Разберёмся, какие ключевые задачи решают ГЗЗ и каким образом они приносят пользу.

Сохраняют окружающую среду

Зелёные закупки позволяют увеличить на рынке количество товаров, безопасных для окружающей среды. К примеру:

  • закупка моющих средств с экологически чистым химическим составом способствует снижению загрязнения воды, воздуха и почвы
  • закупка оборудования с энергоэффективными и водосберегающими функциями обеспечивает экономию энергии и воды
  • тендеры на сертифицированную продукцию деревообработки помогают бережно относиться к природным ресурсам

Повышают уровень и качество жизни людей

«Зелёные» товары и услуги делают жизнь людей безопаснее. К примеру:

  • автобусы, работающие на экологическом топливе, выбрасывают в атмосферу меньше вредных веществ
  • экологичные моющие и чистящие средства способствуют сохранению здоровья сотрудников компаний, занимающихся уборкой

Такие тендеры на всех уровнях, начиная от услуг общественного транспорта и заканчивая расходными материалами для организаций, могут быть реализованы в огромных масштабах только при активном участии государства.

Внедрение государственных «зелёных» закупок имеет и другие положительные последствия. К примеру:

  • они способствуют снижению производственных расходов на содержание энергоэффективного оборудования
  • государство может регулировать объём «зелёных» закупок и, следовательно, контролировать цены на экологичную продукцию

Развивают рынок

Соответствие экологическим требованиям становится одним из конкурентных преимуществ для поставщиков. Компании вынуждены модернизировать производство, чтобы увеличить шансы своей победы в «зелёных» закупках. Участники тендеров внедряют безопасное для природы оборудование, станки и технологии. Помимо пользы для природы, такой подход позволяет сэкономить бюджет и эффективнее распределить средства внутри компании.

Подведение итогов

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что проведение «зелёных» тендеров является попыткой государства и бизнеса преодолеть всё более усиливающиеся проблемы, связанные с экологией. Несмотря на широкую международную популярность такой практики, в России переход к государственным «зелёным» закупкам начался только в начале 2023 года. В этой области пока нет комплексной единой политики. Поставщикам, чья продукция подпадает под экологические требования, стоит внимательно отслеживать изменения и стремиться извлечь выгоду из этой тенденции.