Найти тему

Год семьи. Мир семьи в живописи.

«Семья». 1907 год, Холст, масло 152 х 239, Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Семья». 1907 год, Холст, масло 152 х 239, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Семья – величайшая человеческая ценность. Она - главная опора, основа стабильности и надежности, прочная связь времён и поколений. Именно в семье человек учится добру, уважению, взаимопониманию, черпает творческие и духовные силы, постигает красоту и гармонию окружающего мира. Русская живопись имеет большую коллекцию картин разных художников на тему семьи.

Экскурсия в мир живописи, посвященной русской семье, начинается с картины Сергея Иванова "Семья".

В 1903 Сергей Васильевич Иванов побывал в деревне Свистухе Дмитровского уезда Московской губернии и сразу же пленился тихим живописным местом на берегу реки Яхромы. Здесь прожил он последние семь лет, построив по своему проекту небольшой дом и мастерскую.

Здесь он написал одну из лучший своих картин «Семья». Она написана на большом холсте, что, безусловно, указывает на то значение, которое придавал художник своей работе. На ней изображена вереница людей, шествующих по пушистому снегу через все село с особой торжественностью и величием.

Каждый персонаж в этом маленьком шествии занимает свое место согласно установленному порядку. Седобородый старик-отец в овчинном тулупе подобен некрасовскому Морозу-воеводе, единолично царящему в своих владениях. Сжимая рукой надежный посох, глава семейства шагает рядом с чванливой женой, укутанной в платок. Впереди, словно лебедь, выступает молодица – красавица-дочь на выданье в белом тулупе с вышивкой и меховой оторочкой. Позади идет сын с женой и детьми. Группу замыкает похожая на мать старшая дочь, ожидающая ребенка, вместе с молодым супругом.

Автор не только любуется ими, но и мягко посмеивается над узаконенной домостроем системой поведения. Пронзительный взгляд хозяина отражает его властный характер, самодовольная хозяйка шествует рядом. Художник намеренно скрывает лицо сына, в фигуре которого читаются безответность и слабоволие. В уверенной поступи старшей дочери выражена ее заносчивость, а в наклоне головы младшей – природная скромность. Размеренный ритм движения фигур подчеркивает внутреннюю иерархию большой домовитой семьи, служащей оплотом державы.

Полотно исполнено в свободной, пастозной манере письма с применением яркой красочной палитры, в которой преобладают белые, желтые, красные и синие тона. Оно поражает оптимистическим и жизнеутверждающим настроем.

Первоначальный вариант картины (1906) находится в Государственном Русском музее.

Материалы для статьи взяты из открытых источников.