Путешествовали как-то по северной Индии, а точнее по долине Спити. Путь лежал на север, к китайской границе.
Утро, пьем на террасе в местной кафешке кофе растворимое с гороховой лепешкой. Народ вокруг забегал, обстановка напряглась. Вроде все на месте, но что-то по другому. Какие-то машины стали появляться на узких улочках, собаки затяфкали.
Повара в одном лице и официанта, и администратора допросили с пристрастием, но без садизма. Оказывается, Далай-Лама четырнадцатый тоже путь на север держит, в далекой деревне ступу открывать. А между делом учения дает в населенных пунктах по пути. Местные кипишуют и очень стремятся на них попасть, ну и заодно живую легенду увидеть.
По центральной улице едет, что-то типа нашего горбатого «запорожца», народ руками машет из окон домов.
Идем на центральную площадь. По центру трибуну установили, на ней трон огромный. Индусы, тибетцы, жители Ладакха и пр. усаживаются напротив, много детей. Мы тоже с тусовкой, но при проходе через рамки металлоискателя нас за шкирку вытаскивают из толпы и направляют направо, там места для иностранцев. В плеере настраиваю частоты.
Суть такая, Далай-Лама читает лекцию на родном языке, а чтобы в это время дикие такие как мы не спали, но проникались учением, для них идет прямая трансляция на определенном канале радио синхронного перевода на английском.
Конечно он ничего не говорил провокационного или суперсекрета всех времен и народов. В основном, что жить надо по совести и для других, не забывая и про собственную карму.
Рассказывал истории из своей жизни, только я к этому времени уже клевал носом, очень хотелось услышать в эфире о начале перерыва.
Тишина. Далай-Лама сидит на троне в полу-лотосе булку жует и из металлической кружки чаек потягивает, да иногда что-то с причмокиванием в микрофон говорит, местные от смеха аж на землю, устеленную огромными коврами, валятся. Иностранцы на этой волне тоже веселятся. С десяток монахов в это время идут между рядами раздают стаканчики, в которые из огромных чайников чай с молоком наливают, да плюшки раздают. И нам, кстати тоже досталось.
Самое удивительное – у многих дети на руках маленькие и совсем маленькие. Но за все учение не было ни одного писка, нытья и рыданий. Абсолютная тишина, только смех каждые пять минут, весело рассказывает про страдания, да про карму.
Большой перерыв, все разошлись на обед риса с соусом кари бахнуть. И мне ничего не оставалось как залезть на трон и во всех позах запечатлеть любимого себя на карту памяти. Охрана с винтовками нарисовалась, только лишь для того, чтобы рядом со мной сфоткаться с мужественным видом.
Через часик вернулись, дабы проникнуться великими идеями. Но в основном спал, так как тяжко нагружать мозг английским, куда более интересно наблюдать за окружающими. А еще строил планы, как сфотографировать наместника Будды на земле, просчитывал в какую сторону пойдет, где он остановится и т.д. В общем, пока все думали о плавании души в безбрежном море кармы, я напрягался меркантильными интересами и вспоминал теорию вероятности.
Как обычно в этой жизни, все пошло не по плану. Далай-Лама двинул на выход, местные в том же направлении, но иностранцам было велено сидеть, дабы не создавать давки. И как в мультике прыгаю в толпе с фотоаппаратом на поднятых над головой руках, в попытках запечатлеть старого монаха в простой оранжевой накидке.
Про его одеяние. Только то, что написано выше, плюс какие-то драные сандали. Ни тебе не волочащейся цепи, больше чем у моей собаки в далеком детстве, жившей на улице в будке. Ни сверкающей в лучах солнца шапки, которую даже если сдать по цене черного металлолома, можно одному учителю российской школы выплатить зарплату. А уж тем более посоха, из материала столь любимого истинно верующими. Им наверное кто-то завещал всю эту сбрую напяливать, дабы добавить значимости и гламура в слова о смирении души.
Уселся Далай-Лама в свой «запорожец» и рванул куда-то на закат, оставив нас в растрепанных чувствах. Пришлось идти в кафешку деревенскую, насладиться гороховыми лепешками, рисом и соусом кари.
Рано утром выдвинулись на север, в сердце Гималаев. В очередной деревеньке, правда немного поменьше, чем предыдущая встречаем своего старого знакомого Далай-Ламу, но уже без сильных эмоций. Мы же уже вчера встречались.
В третий раз встретились в конечной точке маршрута Великого во всех отношениях учителя (заметьте это я сказал, а не он сам про себя, как у нас можно услышать по воскресеньям с голубого экрана).
Старый, прямо супер древний монастырь буддийский (по заверениям местных ему несколько тысяч лет) на фоне снежных пиков семитысячников. В то время когда его строили, европейцы петроглифы царапали на камнях и думали, что их произведения когда-нибудь в Эрмитаже выставят.
Ночевали за пределами древних стен, но завтракали в кафешке с видом на глиняные строения с полу-подвальными залами для медитации и комнатками для справления обрядов полу-шаманских . Местная администрация решила тоже увековечить себя и всем миром возвели огромную и белоснежную ступу, там и заканчивалось путешествие Далай-Ламы по северной Индии.
Вот он, повелитель буддийских душ, шествует. Народ рядом толчется, не больше сотни человек. Я залез на забор, кричу:
-Dalai-Lama. Hello.
Он поднимает глаза, фоткаю его сотни раз, машет мне руками.
Вся процессия двинулась к нескольким стульям, установленным напротив ступы. Началась церемония. Читали мантры, жгли благовония, несколько раз прошли вокруг вышеуказанного объекта поклонения по часовой стрелке — это принципиально. А вот поклонники Бон, ходят против часовой. По окончании ритуалов все друг-другу поулыбались, обнялись и довольные разошлись. Кстати, вечером центральные каналы Индии показали сюжет. Я валялся на кровати в хостеле и пытался разглядеть себя в телевизоре, безуспешно.
Дома после поездки разглядывал фотки, только на них заметил снайперов на ближайших крышах домов. Что интересно — магазины с патронами в винтовках из прозрачного пластика, вот такие они прогрессивные.