Даже самые лучшие современные авторы не смогли и не смогут дать детям столько хорошего, сколько дали им книги хороших советских авторов. Это мое глубокое убеждение. И я сейчас постараюсь его аргументировать.
Но сперва объясню, почему для примера решила взять книги Льва Кассиля. Не Аркадия Гайдара. Не Валентины Осеевой. Не Анатолия Алексина. И так далее, и так далее. В советское время замечательных детских авторов было очень много, и крупных, и средних… Всяких разных.
Но Лев Кассиль – как мне представляется – был для советской детской литературы примерно как Лев Толстой для русской литературы в целом. Это сравнение может показаться кому-то смешным (в первую очередь так показалось бы ему самому – ведь такие случаи на встречах с его маленькими читателями бывали: дети из-за имени Лев «немножко путали»), а кому-то идеологически неверным и недопустимым. Льва Кассиля при советской власти в школе не изучали, его книги входили разве что в списки для летнего чтения.
При этом, знакомясь с его творческим наследием нельзя не заметить, что этот автор в одиночку сумел выразить целую эпоху, отразить все самые важные моменты советской истории, все основные темы.
Может быть потому, что его детство и юность совпали с «детством и юностью» советской власти. Он рос и мужал вместе с ней. Вступив в литературу на самой заре этой власти, он ушел на самом ее пике, когда грядущий развал еще только наметился на горизонте (умер от сердечного приступа в июне 1970 года).
Лев Кассиль – самый советский автор, но не в том смысле, в каком говорят, когда упоминают, скажем, «Стихи о советском паспорте». Он был в достаточной мере в стороне от идеологической, чисто пропагандистской работы – но в то же время глубоко принял дух, мечты и устремления советской власти в ее лучших проявлениях.
Как автор, он был вполне успешен и почитаем, но при этом отнюдь не «продвигаем», как, например, Владимир Маяковский (с которым, кстати, был хорошо знаком). Он опирался только на свой талант, личную чуткость к своему времени и людям, собственную страсть и любознательность.
Немного биографии
Лев Абрамович Кассиль, 1905 года рождения. Первые годы жизни провел в Покровской слободе Самарской губернии – сейчас это город Энгельс Саратовской области. Отец Кассиля был врачом (служил акушером-гинекологом в Покровской больнице), мать преподавала музыку. По социальному положению семья мало чем отличалась от семьи Владимира Ильича Ленина, главного социалиста и революционера. В Российской империи заработок двух образованных интеллигентных людей позволял очень неплохо обеспечивать семью: жили в собственном доме из 10 комнат, со специальным гимнастическим залом и игровой комнатой для двоих детей. Мальчики – старший Лева и младший Ося (Иосиф) отличались любознательностью и росли всесторонне развитыми – они рисовали, занимались музыкой, много читали, учились в Покровской мужской гимназии. Которая после революции была преобразована в Единую трудовую школу, где уже совместно обучались и мальчики, и девочки.
Начало творческого пути
После школы некоторое время Лев Кассиль учился в Саратовском художественном институте, но в 1923 году поступил в МГУ на физико-математический факультет, чтобы изучать аэродинамику. Скучая по брату, с которым был всегда очень дружен, Кассиль писал ему длинные пространные письма из Москвы, стараясь рассказать как можно более подробно о том, что происходит в столице, чем живут и дышат люди, какие перемены происходят в стране.
Острый глаз, наблюдательность и умение найти точное образное слово делало эти письма по-настоящему красочными, впечатляющими. Спустя некоторое время обнаружилось, что практичный младший брат относит эти замечательные письма в местную покровскую газету и там их публикуют в виде очерков, выплачивая небольшой гонорар «автору». Об этом казусе с юмором поведал читателям сам Лев Кассиль, рассказывая о том, каким путем пришел в литературу.
Действительно, осознав, что наука не так привлекает его, как журналистика и проза, молодой человек оставил университет и стал репортером. Служил корреспондентом в газетах «Правда Востока», «Советская Сибирь», «Известия». Постоянные разъезды, командировки, впечатления дали ему множество материала для творчества. Кассиль участвовал в походах глиссеров, в перелётах дирижаблей, видел рекордные запуски стратостата и московского метро, встречался с экипажем Валерия Чкалова, с челюскинцами, разговаривал с К.Э. Циолковским.
Он писал о стройках, о спорте, о людях – героях и созидателях. Как военный репортер, побывал на фронтах гражданской войны в Испании… Всю Отечественную войну прошагал с «лейкой и блокнотом». У него не было недостатка в темах, в материале, в жизненном багаже. Ему было, что рассказать людям.
Однако первое свое литературное произведение он посвятил тому, что в те годы знал лучше всего – своему детству, совпавшему с «детством» советской власти.
В 1928 году Лев Кассиль написал повесть «Кондуит» и показал ее своему главному учителю в те годы – Владимиру Маяковскому. Тот одобрил дебют молодого коллеги. Вдохновленный Кассиль написал продолжение – «Швамбрания».
Так в 1931 году родилась книга, по которой и до сих пор в первую очередь знают писателя – «Кондуит и Швамбрания».
Лев Кассиль "Кондуит и Швамбрания"
В один зимний вечер, отбывая наказание в углу два брата - Лёля и Оська (Лев и Иосиф) придумали себе собственное государство, в котором стали править сами по своей воле и по справедливости, без всяких взрослых. «Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено.» - вот с какой идеи началась страна, которую двое выдумщиков назвали Швамбранией. Было это в 1914 году.
Первая карта страны сильно напоминала изображение зуба и была довольно схематична. Но время шло – страна наполнялась жителями, расширяла и уточняла географию, наживала историю и даже обзаводилась политикой. Забавная игра росла, вместе с ней росли братья.
А вокруг них происходили настоящие великие исторические события: Россия вступила в войну с Германией, разразилась революция. Невыдуманная страна Россия менялась, ломалась и строилась заново. И однажды оба мальчика поняли, что выдумка им больше не нужна – их ждут не выдуманные, а настоящие подвиги и свершения, настоящее созидание.
В первой части книги – «Кондуит» - автор много рассказывает о старой, ветхой стране, о гимназии и гимназистах – о том, что было плохого и что необходимо было разрушить революции. О жизни «при царе». Часть «Швамбрания» - это уже начало перемен. Опыт фантазии и созидания дети Советской страны переносили в реальную действительность: революция и советская власть давали детям (и не только детям) великую возможность осуществить свои самые грандиозные мечты.
И когда это понимание пришло, дети отказались от своей «детской» игры. «Я почувствовал, что не смогу найти ни одного слова в оправдание игры. Она становилась явно ненужной, навязчивой и стыдной, как привычка, от которой хочешь отучиться.»
Дети Советской страны могли учиться и познавать мир практически – у них для этого были все возможности.
Лев Кассиль «Великое противостояние»
Сима Крупицына, Серафима – самая обыкновенная девочка. Ей 12 лет, она переживает из-за своих веснушек, которые делают ее лицо похожим на «кукушкино яйцо». Из-за школьных оценок и отношений с одноклассниками. Но больше всего ее терзает «обыкновенность» ее жизни – ничего интересного, никаких приключений!
Но однажды в свой день рождения с Симой происходит нечто удивительное: случайно встретившись с помощником кинорежиссера, девочка получает приглашение на роль в кино. Режиссер-орденоносец Расщепей намерен снять фильм о войне 1812 года, и в большой исторического киноленте есть маленькая роль для Симы. Она должна сыграть крепостную девочку Устю, Устинью, которая потеряла при нашествии французов всех своих близких и пошла сражаться с врагом в партизанском отряде Дениса Давыдова.
Самой обыкновенной девочке Симе придется разглядеть внутри себя – личность. И стать необыкновенной. Научиться уважать себя, понять, что такое настоящая дружба, пройти испытание «медными трубами», отыскать в себе внутренние силы, чтобы после большого успеха отказаться от соблазнов мира кино и встать на собственный путь, найти новую сильную мечту, которая даст опору в жизни… Побеждать других трудно, но любому человеку труднее всего побеждать самого себя. Сима справится со всеми испытаниями. И когда настанет время главного человеческого экзамена – начнется Великая Отечественная война - ни Сима, ни ее друзья не подведут ни себя, ни друг друга, ни свою родину.
Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки»
Эту повесть автор посвятил Аркадию Гайдару. И сам он незримо присутствует в книге в образе любимого учителя главных героев книги - Арсения Петровича Гая.
До войны школьный учитель Арсений Гай со своими учениками-пионерами Капитоном Бутыревым, Валерием Черепашкиным, могучим Тимсоном и другими ребятами придумали сказку о замечательной стране Мастеров – Синегории, о мастере зеркал Амальгаме, его возлюбленной – красавице Мельхиоре, о мастере Изобаре, о добром Дроне Садовая Голова и уродливом злом короле Фанфароне, повелителе злых ветров, который захватил Синегорию обманом и натворил много плохого, заставив страдать несчастных жителей. Но любовь и дружба, честь и мужество доблестных мастеров сумели преодолеть зло и несправедливость.
Девизом синегорцев стало: «Отвага, верность, труд – победа!» И мальчишки следовали ему изо всех сил. Даже тогда – и особенно тогда, когда злые ветра войны пришли в их крошечный приволжский городок Затонск. Любимый учитель отправился на войну – он воюет где-то в Арктике, а его ученики справляются с невзгодами в тылу. Помогают семьям фронтовиков, работают на военном заводе наравне со взрослыми, а потом, когда в город приходят немцы – вступают в бой, чтобы отстоять свою родную землю от врагов. «Отвага, верность, труд – победа!»
Лев Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
Это повесть – уже о мирном, послевоенном времени. В ней рассказывается история десятилетнего принца из далекой страны Джунгахоры, приехавшего погостить в советском пионерском лагере на берегу Черного моря. Принцу приходится нелегко в условиях демократии и равноправия, когда на тень царственной особы может наступить кто угодно. Смирить гордыню оказывается не просто. Но зато есть возможность научиться многим интересным вещам – например, «ноздрить» камешки, самостоятельно одеваться и застилать постель, и найти хороших, верных, настоящих друзей.
Благодаря друзьям юный принц начинает разбираться в реальной жизни и намного лучше понимает, что хорошо, а что плохо. И когда в его стране происходит переворот – он находит в себе силы не сбежать от ответственности, а с честью принять ее. Он намерен стать справедливым королем – в этом он поклялся своим друзьям, дав честное пионерское слово. «Путти хатоу! – Взигада хатоу!»
***
Большинство хороших детских книг учат добру. Даже «Гарри Поттер», которого многие ругают, все-таки учит различать хорошее и плохое, дает понять, что крепкая дружба, доброта, готовность жертвовать многим ради чести и справедливости – это те жизненные ценности, которыми стоит дорожить, к которым стоит тянуться.
Однако современная детская литература существует в расслабленном мире общества потребления. Поэтому ее основное предназначение – развлекать – является и ее основным ограничителем. Выйти за пределы этой главной функции, придать больше смысла и внутреннего содержания даже самая буйная авторская фантазия не способна. Художественная цель определяет и художественные средства.
Советская власть воспитывала в детях человека-гражданина, человека-созидателя, ответственного за себя и товарищей, за судьбу страны. Человека, умеющего мечтать и готового воплощать свои мечты в жизнь, потому что мечтатель был еще и человеком труда.
А какую цель ставит перед собой современный автор? И способен ли он вообще на такое? Ведь его главная задача в условиях капиталистического индивидуализма и духа предпринимательства – понравиться читателю. Вернее - сперва издателю, потом читателю. Легко развлекать, развлекая – обучать…
Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, для того, чтобы современному детскому автору всерьез на что-то мотивировать своего читателя, звать на подвиг – ему нужно иметь совсем другой социальный мандат.
***
Я только о нескольких, самых любимых книгах Кассиля здесь рассказала. Хотя есть еще «Вратарь Республики», «Ход Белой Королевы», «Чаша гладиатора», «Черемыш – брат героя», «Улица младшего сына», «Ранний восход» и другие. Эти книги способны дать своим читателям твердые жизненные ориентиры, они воспитывают нравственность и характер, силу воли.