В Новой Москве, между Минским и Киевским шоссе, располагается посёлок совхоза Крёкшино. Здесь, прямо в центре посёлка и посреди жилых домов, находится усадьба Крёкшино.
Точнее - то, что от неё осталось: руины главного дома, выстроенного наподобие английских коттеджей времён королевы Виктории и Шерлока Холмса, т.е. второй половины 19 века.
Несмотря на непрезентабельный вид, до которого памятник истории и архитектуры довели уже в 20 веке, прошлое усадьбы Крёкшино очень интересно.
Этими местами владели потомки Петра Егоровича Пашкова (1726-1790), того самого, что выстроил рядом с Московским Кремлём "кремль одного человека" - знаменитый дом Пашкова. Здесь же три раза гостил Лев Толстой.
Как это часто бывает, название "Крёкшино" произошло от фамилии одного из древних владельцев.
Им был Пётр Никифорович Крёкшин (1684 - 1763) - историк, а также чиновник времён Петра I, выходец из новгородских дворян. При Петре он строил Кронштадт, был обвинён в воровстве казённых денег, но оправдан.
После смерти Петра, выйдя в отставку, Крёкшин посвятил себя истории - собирал рукописи, писал книги. В частности, он составил подробную историю деятельности Петра I (год за годом, день за днём), которую описывал в специальных журналах (частично они сохранились).
И хотя не все "коллеги"-историки жаловали Петра Никифоровича, обвиняя его в придумывании фактов в своих трудах (Василий Татищев называл его "новгородским баснословием"), Екатерине II его работы понравились. Она пожаловала Крёкшину земли к западу от Москвы. Так на карте Подмосковья и появилась деревня Крёкшино.
Позже Крёкшино, как это снова часто бывает со старинными местечками, сменило несколько хозяев, среди которых были представители знатных фамилий Российской империи: Бутурлины, Голицыны, Мусины-Пушкины.
Одна из главных страниц истории Крёкшино началась в середине 19 века, когда оно перешло во владение Василия Александровича Пашкова (1831-1902), аристократа и религиозного деятеля, а также англофила.
Пашковы были одним из самых богатейших родов России, происходившего от поляка Григория Пашкевича, который приехал в нашу страну ещё при Иване Грозном. Дети Григория взяли себе фамилию Пашковы.
Пашковы занимали высокие должности при дворе, владели огромным количеством крестьян и землями во многих губерниях, имели собственные заводы, фабрики и рудники.
Прадедушка Василия Пашкова, Александр Ильич (1734 -1809) был троюродным братом и наследником того самого строителя Пашкова дома у Кремля, Петра Егоровича.
В Крёкшино Пашковы не жили, однако имение было богатым. Здесь выращивались цветы, плодовые деревья и даже экзотические фрукты. Крестьяне без дела тоже не сидели - помимо хозяйств, они работали на заготовках леса.
В усадебном доме, выстроенном во второй половине 19 века в стиле "английских романтических особняков" были все достижения техники своего времени - телефон, водопровод, канализация, подогрев полов.
При усадьбе был восхитительный английский парк, а вся территория была обнесена специальным земляным валом.
В 1880-х годах Василий Пашков был выслан за границу, и в Крёкшино поселился его племянник - Владимир Григорьевич Чертков (1854-1936), близкий друг и издатель книг Льва Толстого, поклонник его идей, лидер толстовства как общественного направления.
В 1887, 1888 и 1909 годах в Крёкшино гостил и сам Лев Николаевич. Интерьеры дома, к сожалению, не сохранились, но эти стены, вполне возможно, его помнят.
И кто знает, может быть именно из этих окон Толстой любовался окрестностями и парком усадьбы.
Или обедал в этой комнате.
Деталей у особняка практически никаких не сохранилось. Лишь только остатки оформления входа (или одного из входов).
И каким-то чудом сохранившиеся следы краски, возможно уже послереволюционного времени.
После революции в особняке чего только не было - общежитие, роддом, столовая, госпиталь, радиоузел. Было всё, кроме, пожалуй, самого лучшего и верного с точки зрения сохранения истории и культуры - музея Льва Толстого.
Идеи с музеем высказывались, но, увы, они так и остались лишь идеями. А потом сильно не повезло и самому зданию - в 1996 году его почти полностью уничтожил пожар.
Как видим, прошло уже более четверти века, но восстановлено ничего не было. Руины окружает лишь бесполезный и легко преодолимый заборчик, в котором, к тому же, имеются вполне себе не малые проходы к зданию.
Усадьба Крёкшино - одна из самых легкодоступных для тех, кто не имеет собственного автомобиля. От жд-станции Санино МЦД-4 (Калужского направления) прямо к руинам дома приезжает автобус. Ехать недалеко, всего несколько километров.
Так что если вам нравится Лев Толстой или вы являетесь поклонником английской викторианской архитектуры, вот вам идея путешествия выходного дня.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. Надеюсь, дальше будет только интереснее!
Отдельное спасибо, что дочитали до конца!