В самом начале существования ангельского мира один из высших Ангелов – Денница неправильно воспользовался дарованной свободой, восстав против Бога, он увлек за собой многих из Ангелов.
Священное Писание не дает нам подробных сведений о падении Денницы, т. к. эта история не имеет непосредственного отношения к делу спасения человека. Но рассматривая косвенные свидетельства можно составить этот рассказ. Пророк Исаия впервые употребляет наименование «Денница» для сотворенного высшего ангела: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» (Ис. 14:12).
Иоанн Дамаскин в главе 4-й второй книги «Точного изложения» утверждает, что ангел, стоявший во главе земного чина, охранял землю по поручению Бога и изначально обладал исключительно доброй и непорочной природой. Утверждение, что Денница охранял землю, Иоанн позаимствовал у Григория Богослова, который первому ангелу также приписывал и другие качества: «посему-то самый первый светоносен, превознесшись высоко, когда, отличенный преимущественною славой, возмечтал о царственной чести великого Бога».
Последняя цитата раскрывает причину падения Денницы. Он захотел стать как его Создатель, стать Богом. Причина всему – гордость. Своими горделивыми мыслями Денница увлекает за собой других ангелов. Митрополит Макарий (Булгаков) так описывает это событие: «Это были ангелы, подчиненные ему, находившиеся в его власти, которые потому-то и могли увлечься примером его, или убеждениями, или обманом.
Господь наш Иисус Христос в беседе со своими учениками говорит такие слова: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк. 10:18). Священное Писание Нового Завета не дает подробного описания этого «падения». Этому событию в Новом Завете отведено только три стиха, передающих войну Михаила и Ангелов против дракона, «называемого диаволом и сатаною», который потерпел поражение и был низвержен, а вместе с нем – и все его ангелы (Отер. 12:7–9). Но и этого свидетельства достаточно, чтобы представить картину страшных небесных событий.
Современный богослов митрополит Иларион (Алфеев) пишет о том, что, согласно святоотеческой традиции, отпадение диавола и демонов от Бога произошло один раз и не повторится в будущем, также как и «пребывание Ангелов в добре остается непоколебимым».
☦️ Позитивный Батюшка ☦️ Священник Антоний Русакевич - подпишитесь