Вы знаете места учебы и работы Вашего предка или предполагаете. Уточнить/конкретизировать сведения помогут архивы. Сразу скажу, что многочисленные ООО "Рога и копыта" не заморачиваются и сейчас с архивным хранением. Но мало-мальски уважающие себя организации документы хранят и передают в ведомственные архивы при ликвидации.
Начнем со школ. Школы и детские сады не обязаны содержать архив, но имеют право. Сроки хранения документов невелики, однако...
Школьные журналы хранятся 25 лет, но всякое бывает. В конце журнала есть паспорт класса – сведения о родителях (ФИО, место работы), о посещаемых кружках
Сводные ведомости успеваемости и переводы учащихся хранятся 75 лет. В них успеваемость по четвертям по каждому предмету, узнаете, как учился предок. Личная информация о семье – ФИО родителей, место работы, адрес места жительства. "Принадлежит ли к детской коммунистической организации" – узнаете, когда предок стал октябрёнком, пионером, комсомольцем.
Протоколы педсоветов. На педсоветах разбирали поведение хулиганов и двоечников, причем, там могут быть мельчайшие детали описаны (вот уж, в чем-то хулиган это плохо, в чем-то наоборот). Протоколы по переводу в следующий класс – это полный список класса, если кто-то выбыл, указывалось куда. Протоколы со списками о туристических поездках, о направлении на работу в колхоз, о соревнованиях показывают участников.
Реестр выдачи аттестатов – ФИО, дата рождения, сроки обучения в школе, номер аттестата, итоговые оценки
Реестр похвальных листов.
Документы о проведении праздников, концертов и т.д. что важно - с фотографиями
И многое другое. Чего вы не найдете в школьном архиве – личных дел учащихся. К сожалению, срок их хранения всего 3 года
Могут храниться не в школе, а аккумулироваться в РОНО. Для получения сведений в пределах 75 лет нужно подтверждение родства.
Со студентами веселее. Их личные дела находятся в учебном заведении, либо сданы в местный или региональный архив.
Начать стоит со звонка в предполагаемое место учебы, там скажут, был ли Ваш предок их студентом, с какого года хранят документы и куда передают. При условии наличия в учебном заведении, пишете запрос на имя руководителя, примерный образец
Если документы переданы в архив, пишете запрос туда, указывая информацию о родственнике: ● полное имя ● годы жизни ● место рождения ● название учебного заведения ● период обучения в нем (можно примерно) ● дополнительная информация.
Что входит в личное дело студента:
заявление о приеме анкета (довольно подробная) автобиография (не всегда)
характеристика с предыдущего места учебы (не всегда) документ об образовании (подлинник) медицинская справка формы № 086у (не всегда) учебная карточка студента (с фотографией как правило) выписки из приказов (номер и дата приказа) о зачислении, переводе, отчислении, восстановлении и т.д., относящиеся к данному студенту заявления, справки и другие документы, относящиеся к данному студенту, в том числе академическая справка студенческий билет, зачетная книжка (вкладываются при отчислении, окончании) обходной лист (вкладывается при отчислении, окончании) копия диплома и приложения к нему
Ситуация аналогична школьной, если не прошло 75 лет с года окончания, требуется подтверждение родства.
Учеба закончилась (у всех разного типа), предок пошёл работать. В ведомственных архивах хранятся документы учреждений и ведомств, и являются их собственностью, на которую не распространяется закон о праве всех граждан на информацию. Доступ к этим документам ограничен, и каждый архив устанавливает свои правила доступа. Через 75 лет ведомственные архивы передают часть своих фондов на государственное хранение в региональные архивы, но необязательно.
Самые крупные ведомственные архивы это тот же ЗАГС, про него уже было. Архив МО, архив РЖД, архив ВМФ, архив РАН, но основная масса ведомственных архивом гораздо меньшего масштаба. И снова стоит позвонить в известную или предполагаемую организация для уточнения, работал ли в ней Ваш предок и если да, где хранятся документы.
В начале 1930-х появились личные листки по учету кадров и анкетные листы. Личный листок состоял из 30 вопросов, в которых фиксировались демографические сведения (ФИО, пол, год рождения, место рождения и т.д.), данные социально-политического характера (социальное положение и происхождение, партийность, участие в профсоюзах, участие в выборных органах и т.д.). При приеме на работу всех категорий служащих стали применять документ под названием "Характеристика", где излагается мнение администрации, партийных и общественных организаций о работнике. Тогда же все стали писать автобиографии при поступлении на работу. На руководящих работников начали писать справки-объективки. Вот это все и входит в личное дело сотрудника. Из Личной карточки Вы узнаете кроме того состав семьи, информаию о повышении квалификации и переобучении, перемещения по службе, информацию о поощрениях и наказаниях. Снова подтверждение родства при запросе.
Если Ваш предок был не в ладах с законом (не репрессии), Ваш путь в архив МВД или ФСБ. Возможности ознакомиться со следственными делами лиц, осужденных за уголовное преступление, у частных лиц не было, возможно, что-то поменялось. Вероятно, только знакомый следователь может оформить допуск для себя на работу с делом, указав причину. Но срок хранения личных дел осужденных 3 года после снятия с учета в бумажном виде, 10 лет в автоматизированном виде (кроме категории особо тяжких преступлений, эти бессрочно). Дольше, а именно до достижения отбывшего наказание 80-летнего возраста хранятся пофамильные учетные карточки. В ИЦ МВД должны дать все официальные пояснения, и рекомендации. Чаще всего возникает вопрос об окончательной судьбе заключенного, дате смерти или освобождения. Наверняка, возможность получить ответы на эти вопросы есть, но никогда не сталкивалась.