Для начала вспомним, что такое настоящий макрообъектив. Настоящий, а не маркетинговый, потому что существует целый ряд моделей, которые на самом деле далеки от макро и только запутывают покупателей. В классическом представлении пометку "макро" объективы получают при возможности фокусироваться в масштабе от 1:1. Но, также, масштаб может быть и 2:1, и 5:1.
Долгое время гиганты фотоиндустрии, производители фототехники делали упор только на объективы, снимающие в масштабе 1:1. И только Canon выделялся своим MP-E 65mm 5:1, представленным еще в 1999 году. Который, кстати, до сих пор не имеет полноценных аналогов.
И только спустя два десятка лет ситуацию изменил бренд Olympus, который теперь называется OM SYSTEM. Выпустив неприлично дорогой объектив 90 mm 2:1/3:1/4:1. Собственный масштаб 2:1 может быть увеличен за счет применения родных экстендеров MC-14 1.4х и MC-20 2x, которые дополнительно стоят не один десяток тысяч. А что же другие? Да практически ничего: Canon подтянулись со своим беззеркалочным RF 100mm, дотянув масштаб только до 1,4:1. И Все. Родных объективов, особенно с автофокусом больше 1:1 никто не выпускал. А зря – макрофотографы ждали. В первую очередь потому, что не все живут около тропических лесов, где пауки размером с ладонь. В северном полушарии более мелкие насекомые.
Их услышала китайская компания Laowa, которая не имела возможности выпускать автофокусные объективы. А где автофокус требуется меньше всего? В пейзажной съемке, макро и в кинопроизводстве. Эти три направления и стали основными для компании.
И они начали производить не классические объективы 1:1, а сразу замахнулись на 2:1. Что значительно интереснее в плане работы, чем привычный масштаб. Ну а дальше началось что-то невероятное: макро-фишай 15 мм позволил по-новому взглянуть на макро, длиннющая труба-эндоскоп 24 мм для съемок в труднодоступных местах, перископические модели для съемок из-за угла, интересный 25 мм 2.5-5х и набор из нескольких линз для съемок в масштабе 10-50х. Можно сказать, что закрыли все потребности макрофотографов.
И, главное, нельзя не отметить и качество изготовления. Настоящий металл снаружи и потрясающее качество оптики внутри. Большинство из них имеют пометку APO (апохроматический). Это означает, что лучше контролируется хроматическая аберрация (меньше синих полос между областями высокой контрастности). У него также меньше окантовки боке, что приведет к более плавному расфокусированному фону. т.е. даст лучшее качество изображения.
Интересно, что для некоторых систем объективы имеют контакты. Это позволяет управлять диафрагмой из камеры и с легкостью фокусироваться на полностью открытой диафрагме, которая закрывается в момент спуска. Также, в по контактам передаются данные об объективе в EXIF. Мой объектив 50 mm Laowa 2:1 для системы micro 4/3 как раз именно такой.
Мой опыт
Несколько лет я шел к покупке, так как сомневался в его необходимости. Ведь уже имел на руках потрясающий Olympus 60 mm 1:1. С применением дополнительных макро линз типа Raynox DCR-250, MSN-202, Nisi 49mm он практически становился 2:1. Однако, все равно хотелось попробовать именно Laowa. Решился и не прогадал. Объектив и правда прекрасный. Начиная от масштаба 2:1 и до бесконечности он дает превосходное качество изображения. Резкость от края до края и никакой радуги на контрастных участках (спасибо APO).
Хочется отметить и другие модели Laowa 2:1 - полнокадровые. Масштаба 1:1 на больших матрицах недостаточно в большинстве случаях. Приходится обрезать изображение в редакторе, понижая его разрешение. На помощь приходит, например, Laowa 100mm f/2.8 2X Ultra Macro APO.
Другой интересной моделью является Laowa 85mm 2x Ultra Macro APO с диафрагмой f/5.6. Если бы у меня была другая система, то взял бы без сомнений. Это максимально легкий объектив за счет небольшой диафрагмы. Небольшой по меркам других жанров, но только не для макро. Например, я снимаю на f8.0.
Минусы
Возвращаясь ко всей линейке 2:1 хочется сказать, что есть и недостатки. На данный момент я нашел только два серьезных:
1. Засветка изображения из-за отсутствия чернения. Выглядит как падение контраста, белое пятно в центре при попадании света под определенным углом (от вспышек или естественного). Знаю, что этот дефект есть и на полнокадровых моделях. Нужно контролировать направление освещения.
2. Отсутствие пыле- и влагозащиты. Для макро на природе это важный параметр. Мой объектив хоть и с барахолки, но выглядит как новый. Однако при просвечивании линз насквозь внутри видно невероятное количество пыли. Все дело в линзоблоке, который сдвигается на всю длину объектива. Хорошо, что пыль на качество изображения не влияет.
Эти моменты надо иметь ввиду при покупке. В остальном - прекрасные макрообъективы объективы за приемлемую цену.
Отличная альтернатива родным АФ стеклам за много денег. И уж явно интереснее мануальных моделей с масштабом 1:1 (Зенитар 2,8/60 Макро ЕА за 36 000 руб).
Вывод
Уникальный масштаб, отличная оптика и материалы корпуса, крепкая сборка и поразительно плавный ход кольца фокусировки. Это то, что нужно для макро! Автофокус, конечно, не помешал бы с поддержкой съемки стекингом. Но и цена была бы на порядок больше.
Кстати, популярность объективов Laowa подтверждает тот факт, что другой китайский производители оптики AstrHori начал штамповать забавные копии. Забавные, потому что при внешней схожести они имеют совершенно детские болячки. Например, выпадение хобота у 25mm F2.8 2-5х. И если они когда-нибудь начнут выпускать линзы 2:1 с классическим для макро фокусным расстоянием я бы не торопился их брать.
Лучше возьмите проверенный вариант от Лаовы, чтобы иметь прогнозируемое качество изображения.
Эта статья, к сожалению, не является рекламной. И объектив я приобретал самостоятельно. Поэтому отзыв максимально честный.