Ветерана Великой Отечественной войны-генерала-майора Тюнюкова Владимира Константиновича с особой гордостью поздравляет с 95-летним юбилеем Центр социального обслуживания населения Пролетарского района города Ростова-на-Дону.
В свои годы очень энергичный и позитивный человек Владимир Константинович с удовольствием поделился воспоминаниями из своей жизни. Родился он 09 февраля 1926 года в г. Омске. Военную службу начинал с 1945 года, будучи курсантом 9 Ленинградской специальной артиллерийской школы, находящейся в эвакуации в г. Мундыбаш Кемеровской области. В период 1945-1947 годов проходил обучение во 2 Ленинградском артиллеристском училище. Продолжил службу в ГСОВГ, затем в Белорусском военном округе и войсках Южного направления.
В 1987 году принимал непосредственное участие в организации и руководстве работами по ликвидации последствий в зоне аварии на ЧАЭС в должности начальника оперативной группы химических войск Министерства Обороны СССР.
Куда судьба только не посылала Владимира Константиновича. В 1988 году он принимал личное участие по выполнению задания ГШ ВС СССР по организации и проведению исследовательских работ по противодействию ПЗРК «Стингер» в районе аэродрома Баграм Республики Афганистан в должности ответственного исполнителя.
В 1978 году Владимиру Константиновичу присвоено Воинское звание генерал-майор технических войск. За годы службы в Советской армии награжден орденом Красной Звезды (1968), медалями «За службу Родине в ВС СССР» III степени (1978), «За службу Родине в ВС СССР» II степени (1985), «За спасение погибавших» (2003) и многими другими медалями и наградами Минобороны.
С пожеланиями крепкого здоровья и выражения благодарности переданы персональные поздравления Президента Российской Федерации В. Путина и Губернатора Ростовской области В. Голубева.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
Проект «Спасибо за все!»
ДОСААФ России и Ассоциация ВПК ДОСААФ России О человеке:
Великую Отечественную Войну Тюнюков Владимир Константинович застал в возрасте 15 лет. Вместе с одноклассниками был отправлен в Сибирь для последующей работы по сбору приборов наведения и больших орудий на нужды фронта. Пережил блокаду Ленинграда. Осуществил свою мечту, связанную с поступлением в артиллерийское ( бывшее Михайловское училище ). Продолжал службу в армии в апреле 1945 года в Вене.
Владимиру Константиновичу довелось поучаствовать в военных событиях "афганского конфликта",
карибского кризиса и аварии на Чернобыльском реакторе. Награжден множеством орденов и медалей. Одна из них - Орден Красной звезды.
Генерал-майор в отставке Владимир Тюнюков был начальником оперативной группы Генштаба и отвечал за формирование специальных войск по Южному округу, в Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском крае, а потом - за радиационную безопасность войск, работающих в 30-километровой зоне. По его словам, была поставлена задача подобрать специалистов, более-менее владеющих знаниями.
Что они не знали
- Совсем неподготовленных пускать было нельзя, - подчеркивает Владимир Тюнюков. - Нужны были люди, способные вести радиационную разведку, дозиметрический контроль, дезактивацию. Ведь, когда произошел взрыв реактора, мы поначалу не знали, что делать: враг был невидим и неслышим. Границу опасной и безопасной зон можно было нащупать только приборами. Эти границы, шаг за шагом, устанавливали дозиметристы.
Осложнялось все тем, что каждый из отобранных специалистов не мог работать на объекте долго. Считалось, что, получив за 30 дней двадцать пять бэр (биологический эквивалент рентгена), человек должен эвакуироваться из опасной зоны. Лишь годы спустя они узнали, что "норма" в 25 бэр - это предел допустимого облучения за год, а не за месяц, как внушали ликвидаторам.
- Когда покидал Чернобыль, считалось, что я получил дозу меньше допустимых значений. Но сейчас ученые утверждают, что "нормы" облучения быть не может вообще и даже маленькая доза опасна для организма, - говорит Тюнюков. - Мы не знали, как проводить дезактивацию огромных производственных помещений энергоблока. Многоэтажный корпус площадью был примерно со стадион. Работали в три смены по пять часов и практически вручную. С ведром и тряпкой. На уцелевшей половине машинного зала поставили бетонную стену, чтобы обеспечить запуск третьего энергоблока. Дезактивацию потолочных перекрытий и коммуникаций было проводить невероятно трудно. Представьте себе металлические и бетонные переплетения - радиация вместе с перегретым паром буквально впиталась в краску. Нужно было ее снимать. Здесь, на ходу, родился новый метод дезактивации крупных промышленных объектов. Используя энергию станции и войсковые комплекты, вновь нагревали пар, обрабатывали им стены и потолки, потом пускали дезактивационный аэрозоль, нейтрализующий радионуклиды, и всасывали промышленными пылесосами все с их поверхности. Затем содержимое пылесосов герметично закупоривали в стальные баллоны и увозили на захоронение. Мы тогда и не знали, что степень заражения самих средств защиты превышала нормы в десятки раз.
Что было труднее всего
Самое трудное было переломить обычное сознание людей, заставить понять их, что главного врага не видно и не слышно, но он поражает все. Большинство из них прошли два года армии в специальных войсках. Но то была учеба, а теперь они попали в реальную обстановку, не допускающую беспечности.
- Вначале нарушения радиационной безопасности были всюду, - рассказывает Владимир Тюнюков. - Некачественно проводилась обработка одежды, людей. Смывали невидимую грязь под душем абы как. Потом ложились спать. Как-то мы проверили подушки приборами. Фонило так, что их пришлось уничтожать. Волосы, несмотря на средства защиты, сильно впитывали радиацию. Люди, не зная того, вредили сами себе. Запрещено было питаться в зоне риска, курить и пить воду. А стояло пекло. Привозили воду в бутылях. Солдаты открывали их пряжками от ремня. Солдат весь в костюме химзащиты, все открытые части обтирались. Но, когда ехали в "КАМАЗе", пыль поднималась. Она просачивалась всюду и под пряжку ремня. Потом он открывал флягу с водой, и с пряжки радиоактивные частицы попадали в воду...
Правда и ложь
- Спустя десять лет после Чернобыля врачи сказали, что в организме у меня накапливается цезий, стронций и йод, - рассказывает Владимир Тюнюков. - Я оформил инвалидность лишь в 2003 году. До этого стеснялся: как я, русский генерал, буду ходить за пособием? Но потом реально стало плохо со здоровьем. Мне дали вторую группу.
______________________
Примечания
1 Архив: Полк 11350: было и убыло. Что они не знали
2 Проект «Спасибо за все!» ДОСААФ России и Ассоциация ВПК ДОСААФ России. Подвигам ветеранов будем достойны! ( посвящается Тюнюкову Владимиру Константиновичу)
3 Память народа — электронный банк документов периода Великой Отечественной войны. Составлен по материалам Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО). Сведения о Владимире Тюнюкове из картотеки политработников
4 .T.A.L.K.E.R. 15 мая 2013 Дневники Сталкеров | Ролевая. Рассказ Владимира Тюнюкова, ликвидатора аварии на ЧАЭС, о том каким он был "до" и "после"
5 YouTube — видеохостинг. Я люблю тебя, жизнь! Елена Волченко
Видео:
--------------