Найти тему

Конспект занятия по обучению грамоте: буква "Я"; буквы "Е", "Ё", "Ю", "Й"; звуковой анализ; чтение (№ 25).

Занятие 25

Задачи: закрепить знание букв «А», «а», «У», «О», «М», «Х», «К», «П», «С», «Т», «Н», «Л», «Ш», «ы». «И», «Р», «Б», «б», «В», «З», «Д», «Г», «Ж», «Э». Познакомить с буквой «Я». Формировать понятие «ударение», «ударный звук».

Для старшей подгруппы: познакомить с буквами Я, Е, Ё, Ю, Й.

Развивать умение проводить звуковой анализ слова.

Закрепить понятия: «гласный звук», «гласный ударный звук», «твёрдый/мягкий согласный звук».

Продолжать формировать представление о гласных и согласных буквах, как знаках для обозначения гласных и согласных звуков.

Развивать умение читать слоги, слова с использованием «дорожки чтения».

Материал:

демонстрационный: буквы, карточки для чтения слогов, карточки для чтения слов (с «дорожками чтения» для мл. подгруппы:), фишки для звукового анализа слова; картинка с изображением мышки и мишки.

раздаточный: фишки, карточки (дифференцированные для младшей и старшей подгруппы); ручки, карандаши (или ручки) красного, синего и зелёного цвета.

карточка для младшей подгруппы.
карточка для младшей подгруппы.
-4
карточка для старшей подгруппы.
карточка для старшей подгруппы.
кроссворд для старшей подгруппы.
кроссворд для старшей подгруппы.

Ход занятия.

Для младшей подгруппы:

1. – Сегодня мы познакомимся с очень интересной буквой.

На доску выставляется буква «Я».

- Кто из вас может назвать эту букву?

- Правильно, это буква «Я».

- Давайте попробуем прочитать слоги с буквой «я».

На доске – слоги:

ма на ва са за ла да ра

мя ня вя ся зя ля дя ря

- Послушайте, как я прочитаю: ма – мя – в слоге «ма» - звук [м] - твёрдый, в слоге «мя» - звук [м'] – мягкий, буква «я» обозначает, что звук– мягкий; на – ня и т.д.

- Давайте прочитаем все вместе.

Воспитатель указывает по порядку на слоги, дети читают.

- Оля, читай слоги, которые я покажу.

Воспитатель показывает вразброс 3-4 слога, ребёнок читает их. При необходимости воспитатель помогает ребёнку прочитать слог.

Аналогично читают ещё 3-4 ребёнка (или все дети подгруппы).

- Попробуем прочитать слова с буквой «я».

На доске – слова: яма, яблоко, ясли, Яна («дорожки для чтения»).

С помощью воспитателя дети читают слова все вместе, затем – индивидуально.

- Мы прочитали слоги с буквой «я», прочитали слова с буквой «я». А теперь попробуем прочитать целое предложение.

На доске предложение: «Я иду в садик.» (с «дорожкой чтения»)

С помощью воспитателя дети читают предложение.

- Какое первое слово в этом предложении? (Я).

- Назовите второе слово (иду)

- Назовите третье слово (в)

- Какое четвёртое, последнее слово в предложении? (садик).

- Первое слово в предложении пишется с большой буквы, поэтому слово «Я» написано, как большая буква. Буквы «Я» большая и «я» маленькая почти одинаковые, отличаются только размером.

- В конце предложения ставится точка. Вот она. Чтобы было видно, что предложение закончено.

2. Воспитатель выставляет картинку с изображением мышки.

- Кто это? (мышка).

- Давайте разберём это слово, каждый звук обозначим цветной фишкой.

- И поставим ударение.

Один ребёнок разбирает у доски, остальные – на местах за столами (фишки выкладываются в пятиклеточную схему).

Воспитатель контролирует правильность выполнения задания на доске. Остальные дети сверяют свои схемы со схемой на доске.

После выполнения задания воспитатель предлагает детям назвать первый звук; последний звук; первый гласный; второй гласный; ударный гласный звук; сколько всего согласных звуков в слове.

- Я запишу слово мышка буквами. А буквы напишу таким цветом, каким обозначаем звуки. Какая первая буква в слове «мышка»? (м).

- Каким цветом надо её написать? Посмотрите на схему, какой фишкой мы обозначили звук, - значит букву «м» напишем синим цветом.

Далее буквы разбираются аналогично; воспитатель записывает (мелом на доске или фломастерами на листе бумаге, прикреплённой к доске) их в клеточки под цветовой схемой.

- Давайте проделаем фокус, и превратим «мышку» в «мишку».

- Как это сделать. Послушайте: «мышка», «мишка». Чем отличаются эти слова?

- Какой первый звук в слове «мышка»?

- А какой первый звук в слове «мишка»? ([м']).

- Какой второй звук в слове «мишка»? (и)

- Третий звук ?...Четвёртый? …пятый?

- Значит нужно заменить только первую фишку. Фишку какого цвета надо поставить? (зелёного)

- Почему?

В цветовой схеме первая синяя фишка меняется на зелёную.

- Ой, мышка убегает, а на её месте появляется «мишка».

Картинка сменяется.

- Я напишу слово «мишка» цветными буквами. Букву «м» каким цветом надо написать? (зелёным)

- Букву «и» каким цветом?

- А дальше – всё, как в слове «мышка».

3. Физкультминутка.

4. Работа на карточке.

На стороне 1:

1) Написать букву «я» до конца строки.

Предварительно воспитатель показывает на доске, как написать букву: сначала палочка сверху вниз, потом полуовал (смотрит влево) сверху вниз до середины большой палочки, потом маленькую палочку-хвостик от середины большой палочки в уголок.

2) Списать слова по одному разу (утята, Оля, ясли).

Воспитатель напоминает, как написать буквы «у», «и»; обращает внимание на большую букву «О» (на три клеточки).

На стороне 2:

3) Написать слова кит и кот цветными карандашами. Цвет буквы – как цвет фишки, которыми обозначаем звуки.

Для старшей подгруппы:

1. На доске размещены гласные буквы (а, у, о, э, ы, и)

– Ребята, посмотрите на эти буквы. Какие звуки они обозначают – гласные или согласные? (гласные).

- Назовите их.

Дети перечисляют гласные звуки.

- Всего 6 гласных звуков: а, у, о, э, ы, и. И буквы, которые их обозначают, тоже называются гласными.

- Но, гласных букв не 6, а целых 10. Как же так получилось? Может быть, вы назовёте, какие ещё есть гласные буквы.

- Есть ещё такие необычные гласные буквы: Я, Ю, Е, Ё.

На доску выставляются эти буквы.

- Знаете, почему я назвала их необычными?

- Обычные буквы обозначают один звук: буква «а» обозначает звук [а]. - А эти буквы обозначают сразу два звука.

- Вслушайтесь: ЙЙАА. Один или два звука вы слышите?

- Какой первый звук? ([й])

- Какой второй звук? ([а])

- Послушайте внимательно: ЙЙУУ. Какой первый звук? Второй?

Аналогично разбираются буквы «е», «ё».

- Вы знаете все эти буквы? Давайте их ещё раз прочитаем.

Дети читают буквы Я, Ю, Е, Ё.

Обратить внимание, что «маленькие» буквы «е», ё» отличаются от больших «Е», «Ё».

- А эту букву вы знаете?

На доску выставляется буква «й».

- Это буква «й». Она обозначает согласный звук [й]. Когда мы произносим звук - кончик языка за нижними зубами, а спинка языка поднимается к нёбу, и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

- На какую букву похожа буква «й» (и).

- Буквы – похожи, а звуки совсем разные, «и» – гласный, «й» – согласный.

- Назовите слова, в которых есть звук [й].

( майка, зайка, попугай, дай, Айболит, синий, розовый, добрый, трамвай, муравей, сарай).

Если дети затрудняются вспомнить слова, то можно предложить игру «Я называю слова, а вы, если услышите в слове звук [й], хлопайте в ладоши».

2. Работа с карточкой.

Каждому ребёнку даётся задание прочитать одну из строчек (под указанной ему цифрой). Воспитатель вместе с остальными детьми следят и читают эту же строчку «про себя».

3. Физкультминутка.

4. Работа на карточке. Кроссворд. Слова записать цветными карандашами. При необходимости совместно разобрать слово «берёза».