Изредка в нашей стране благодаря неравнодушным людям происходят чудесные возвращения с авиасвалок на памятники! Об одном таком уникальном случае мы сегодня и расскажем. Несколько лет тому назад в Сибирском городке Колпашево, появился вертолет памятник, до этого почти 20 лет пролежавший в раздербаненном состоянии на задворках, а фактически авиационной свалке местного аэропорта.
У этого, с виду обычного вертолета Ми-8Т воистину уникальный жизненный путь. Он в действительности полетал по всей нашей планете. В его истории были и Парижский авиационный салон в Ле-Бурже 1975 года, где он представлял Советскую авиацию, затем работа в Антарктических экспедициях на ледяном континенте нашей планеты, а затем обычная жизнь трудяги Ми-8 на северах! Ми-8Т с бортовым номером СССР-25850 был выпущен в Казани в далеком уже 1975 году. Заводской номер вертолета 5108. С завода, вертолет в парадной окраске был направлен Авиаэкспортом СССР во Францию, на очередной Авиационный салон в Ле Бурже. Там машина была блестящей и красивой, ну и как участник авиасалона получила выставочный номер 367Н.
Несколько дней мировой славы, ведь вертолет посетили сотни специалистов и любителей авиации, а затем возвращение на Родину и работа Мячковском Объединенном Авиаотряде, который базировался в Подмосковье и работал по всему СССР, а также в Арктике и Антарктике. Спустя 4 года вертолет перелетает в Ленинград и на борту теплохода Михаил Сомов отправляется в Антарктиду. Там он провел несколько лет, вернувшись из Советских Антарктических Экспедиций только в 1982 году. Антарктида осталась в памяти летчиков , летавших на СССР-25850 там в 1981-1982 годах. Одним из летчиков этого вертолета в то время был Александр Васильевич Поддубный.
Он много лет летал в Мячковском ОАО и два года провел в Антарктиде. В его личном архиве сохранились фотографии вертолета в условиях 5 континента.
Одним из крайне сложных особых случаев случился с Ми-8 СССР-25850 именно в Антарктике, при посадке на одну из исследовательских точек, произошел отказ одного из двигателей. Надвигалось ухудшение погоды и экипаж принял решение лететь более 300 км на одном двигателе. Многие нынешние вертолетчики считают, что это байки, но факт остаётся фактом, восьмерка дошла на базу, но после такого полета пришлось заменить оба ТВ-2-117. К 1982 году у вертолета практически был выбит межремонтный ресурс и в скором времени его расстыковали и на борту все того же Михаила Сомова отправили обратно в СССР и прямым ходом с корабля на авиаремонтный завод. В Мячковский ОАО уже сильно потрепанный Ми-8 не вернулся. Он был передан в состав Колпашевского ОАО Западно-Сибирского управления МГА СССР. С того момента борт работал как обычная рабочая лошадка. Возил грузы, людей, оборудование, продукты и выполнял санитарные задания. Десантировал пожарных авиалесоохраны на борьбу с очагами лесных пожаров. Он проходил ремонты и продолжал летать. После развала СССР, борт 25850 попадает в малую авиакомпанию Колпашевское ГАП, полетов было сильно меньше, чем в лучшие годы, но уже старичок Ми-8Т по прежнему не подводил свои экипажи. Так он и пролетал 25 лет в небе Но ресурс не безграничен и 28 марта 2000года , актом №204, в связи с полной выработкой ресурса, вертолет был списан и занял свое место в калашном ряду отлетавших свое Колпашевских восьмерок. А годы все бежали. Почти все его собратья по калашному ряду, были либо проданы, либо порезаны на металл прямо на месте. 25850 был разграблен практически полностью, с него исчезли двигатели, редуктор, трансмиссия, капоты и втулка несущего винта. Внутри вертолет представлял собой голый дюраль с полностью уничтоженным и разграбленным оборудованием и даже частично вырезанной обшивкой.
Все шло к тому, что вертолет уничтожат, но тут случилось "Обыкновенное Чудо"!
Вмешались местные деды от Авиации, многие из которых когда то летали именно на этом вертолете в Колпашево. Появилась инициативная группа сделать этот вертолет памятником в Колпашево. Два года они вели переговоры, слышали стандартные А на хрена вам это? Но дедам все же удалось добиться своей цели! Им удалось пробить все барьеры, получить поддержку от неравнодушных авиаторов, найти финансирование и мощности на реставрацию вертолета из состояния "на свалке" в состояние бело синего красавца, а именно таким он когда то летал в Ле Бурже. Работы было очень много, вырубить деревца, которые уже проросли через фюзеляж вертолета, перетащить его в выделенный бокс, где и происходила реставрация заслуженного Ми-8.
Сначала вертолет укомплектовали внешне, собрав по всем окрестным точкам, все недостающие детали для будущего памятника. Огромную помощь в этот момент оказал директор Томского филиала ГазПромАвиа Никитин Александр Кузьмич, который очень помог с деталями и материалами. Не осталось в стороне и руководство Колпашевского городского поселения, которое параллельно с тем, как деды чинили и клепали вертолет, готовило постамент под него.
Вертолет попал в руки людей, когда то обслуживавших его и летавших на нем. С вертолета смыли старую краску, Устранили все очаги коррозии, подогнали капоты, редуктор и хвостовой редуктор с рулевым винтом. Прошли восстановление стойки шасси и установлены новые, хоть и уже послужившие покрышки. Постараемся показать всех, кто приложил руки, ум и ресурсы к восстановлению нашего героя.
В общем работа закипела и спустя несколько месяцев с момента вытаскивания остова Ми-8 в помещение мастерской, вертолет выкатили на улицу, подцепили к трактору и отбуксировали на место установки, поднимая по пути провода и рекламные перетяжки. Затем вертушку приподняли краном и она выполнила свой последний полет на постамент.
После работ по закреплению на постаменте, на вертолет установили лопасти винтов и начали готовиться к открытию!
15 декабря 2022 года состоялось церемония открытия памятника "Вертолет" который также посвящен авиаторам Колпашево. Дата открытия была выбрана не случайно. Ведь именно в этот день, но в очень далеком 1933 году открылся аэропорт Колпашево! В момент открытия над памятником выполнил пролет один из местных Ми-8, отдавая честь вертолету-ветерану!
Нам остается только порадоваться за заслуженный вертолет и очень сильно благодарить всех неравнодушных авиаторов, которые смогли восстановить этот вертолет ветеран до такого отличного состояния!