Найти тему
Авиация мира

Со свалки на памятник! Ми-8 СССР-25850 на памятнике в Колпашево! Вертолет с уникальной историей!

Изредка в нашей стране благодаря неравнодушным людям происходят чудесные возвращения с авиасвалок на памятники! Об одном таком уникальном случае мы сегодня и расскажем. Несколько лет тому назад в Сибирском городке Колпашево, появился вертолет памятник, до этого почти 20 лет пролежавший в раздербаненном состоянии на задворках, а фактически авиационной свалке местного аэропорта.

Вертолет памятник Ми-8Т СССР-25850 на постаменте в Колпашево. 2024г. Фото Игорь Гаврильчук.
Вертолет памятник Ми-8Т СССР-25850 на постаменте в Колпашево. 2024г. Фото Игорь Гаврильчук.

У этого, с виду обычного вертолета Ми-8Т воистину уникальный жизненный путь. Он в действительности полетал по всей нашей планете. В его истории были и Парижский авиационный салон в Ле-Бурже 1975 года, где он представлял Советскую авиацию, затем работа в Антарктических экспедициях на ледяном континенте нашей планеты, а затем обычная жизнь трудяги Ми-8 на северах! Ми-8Т с бортовым номером СССР-25850 был выпущен в Казани в далеком уже 1975 году. Заводской номер вертолета 5108. С завода, вертолет в парадной окраске был направлен Авиаэкспортом СССР во Францию, на очередной Авиационный салон в Ле Бурже. Там машина была блестящей и красивой, ну и как участник авиасалона получила выставочный номер 367Н.

Ми-8Т СССР-25850 в Ле-Бурже 1975г. Фото из сети Интернет.
Ми-8Т СССР-25850 в Ле-Бурже 1975г. Фото из сети Интернет.

Несколько дней мировой славы, ведь вертолет посетили сотни специалистов и любителей авиации, а затем возвращение на Родину и работа Мячковском Объединенном Авиаотряде, который базировался в Подмосковье и работал по всему СССР, а также в Арктике и Антарктике. Спустя 4 года вертолет перелетает в Ленинград и на борту теплохода Михаил Сомов отправляется в Антарктиду. Там он провел несколько лет, вернувшись из Советских Антарктических Экспедиций только в 1982 году. Антарктида осталась в памяти летчиков , летавших на СССР-25850 там в 1981-1982 годах. Одним из летчиков этого вертолета в то время был Александр Васильевич Поддубный.

А.В. Поддубный 2015 год.
А.В. Поддубный 2015 год.

Он много лет летал в Мячковском ОАО и два года провел в Антарктиде. В его личном архиве сохранились фотографии вертолета в условиях 5 континента.

Экипаж у Ми-8Т СССР-25850 во время полетов в Антарктиде . Фото из архива А.В. Поддубного
Экипаж у Ми-8Т СССР-25850 во время полетов в Антарктиде . Фото из архива А.В. Поддубного

Ми-8Т СССР-25850 во время возвращения в СССР на борту Михаила Сомова.1982г. Фото из архива А.В. Поддубного
Ми-8Т СССР-25850 во время возвращения в СССР на борту Михаила Сомова.1982г. Фото из архива А.В. Поддубного

Одним из крайне сложных особых случаев случился с Ми-8 СССР-25850 именно в Антарктике, при посадке на одну из исследовательских точек, произошел отказ одного из двигателей. Надвигалось ухудшение погоды и экипаж принял решение лететь более 300 км на одном двигателе. Многие нынешние вертолетчики считают, что это байки, но факт остаётся фактом, восьмерка дошла на базу, но после такого полета пришлось заменить оба ТВ-2-117. К 1982 году у вертолета практически был выбит межремонтный ресурс и в скором времени его расстыковали и на борту все того же Михаила Сомова отправили обратно в СССР и прямым ходом с корабля на авиаремонтный завод. В Мячковский ОАО уже сильно потрепанный Ми-8 не вернулся. Он был передан в состав Колпашевского ОАО Западно-Сибирского управления МГА СССР. С того момента борт работал как обычная рабочая лошадка. Возил грузы, людей, оборудование, продукты и выполнял санитарные задания. Десантировал пожарных авиалесоохраны на борьбу с очагами лесных пожаров. Он проходил ремонты и продолжал летать. После развала СССР, борт 25850 попадает в малую авиакомпанию Колпашевское ГАП, полетов было сильно меньше, чем в лучшие годы, но уже старичок Ми-8Т по прежнему не подводил свои экипажи. Так он и пролетал 25 лет в небе Но ресурс не безграничен и 28 марта 2000года , актом №204, в связи с полной выработкой ресурса, вертолет был списан и занял свое место в калашном ряду отлетавших свое Колпашевских восьмерок. А годы все бежали. Почти все его собратья по калашному ряду, были либо проданы, либо порезаны на металл прямо на месте. 25850 был разграблен практически полностью, с него исчезли двигатели, редуктор, трансмиссия, капоты и втулка несущего винта. Внутри вертолет представлял собой голый дюраль с полностью уничтоженным и разграбленным оборудованием и даже частично вырезанной обшивкой.

Ми-8Т СССР-25850 на свалке в Колпашево 2012г. Фото В.Иванчин
Ми-8Т СССР-25850 на свалке в Колпашево 2012г. Фото В.Иванчин

Все шло к тому, что вертолет уничтожат, но тут случилось "Обыкновенное Чудо"!

Вмешались местные деды от Авиации, многие из которых когда то летали именно на этом вертолете в Колпашево. Появилась инициативная группа сделать этот вертолет памятником в Колпашево. Два года они вели переговоры, слышали стандартные А на хрена вам это? Но дедам все же удалось добиться своей цели! Им удалось пробить все барьеры, получить поддержку от неравнодушных авиаторов, найти финансирование и мощности на реставрацию вертолета из состояния "на свалке" в состояние бело синего красавца, а именно таким он когда то летал в Ле Бурже. Работы было очень много, вырубить деревца, которые уже проросли через фюзеляж вертолета, перетащить его в выделенный бокс, где и происходила реставрация заслуженного Ми-8.

Вертолет Ми-8 СССР-25850 после укомплектования запчастями .Фото Игорь Гаврильчук.
Вертолет Ми-8 СССР-25850 после укомплектования запчастями .Фото Игорь Гаврильчук.

Сначала вертолет укомплектовали внешне, собрав по всем окрестным точкам, все недостающие детали для будущего памятника. Огромную помощь в этот момент оказал директор Томского филиала ГазПромАвиа Никитин Александр Кузьмич, который очень помог с деталями и материалами. Не осталось в стороне и руководство Колпашевского городского поселения, которое параллельно с тем, как деды чинили и клепали вертолет, готовило постамент под него.

СССР-25850 в процессе восстановления.
СССР-25850 в процессе восстановления.
25850 после смывки краски, перед грунтовкой фото Игорь Гаврильчук.
25850 после смывки краски, перед грунтовкой фото Игорь Гаврильчук.
25850 сразу после окраски.
25850 сразу после окраски.

Вертолет попал в руки людей, когда то обслуживавших его и летавших на нем. С вертолета смыли старую краску, Устранили все очаги коррозии, подогнали капоты, редуктор и хвостовой редуктор с рулевым винтом. Прошли восстановление стойки шасси и установлены новые, хоть и уже послужившие покрышки. Постараемся показать всех, кто приложил руки, ум и ресурсы к восстановлению нашего героя.

Слева: Командир ЛО( вертолетного) Колпашевского ОАО Чайка Валерий Георгиевич, Гаврильчук Игорь Владимирович, Заместитель по политической части Колпашевского ОАО Сараев Гертрудий Михалович, председатель ветеранской организации Рыболов Анатолий Федорович.
Слева: Командир ЛО( вертолетного) Колпашевского ОАО Чайка Валерий Георгиевич, Гаврильчук Игорь Владимирович, Заместитель по политической части Колпашевского ОАО Сараев Гертрудий Михалович, председатель ветеранской организации Рыболов Анатолий Федорович.
Второй слева: зам главы Колпашевского городского поселения Чуков Андрей Алексеевич, червертый слево: глава Колпашевского городского поселения Щукин Алексей Владимирович.
Второй слева: зам главы Колпашевского городского поселения Чуков Андрей Алексеевич, червертый слево: глава Колпашевского городского поселения Щукин Алексей Владимирович.
Ветераны ИАС Колпашевского ОАО, которые обслуживали машину еще работающей!
Ветераны ИАС Колпашевского ОАО, которые обслуживали машину еще работающей!
Командир ЛО( вертолетного), Чайка Валерий Георгиевич, авиадиспетчер Жмаев Владимир Николаевич.
Командир ЛО( вертолетного), Чайка Валерий Георгиевич, авиадиспетчер Жмаев Владимир Николаевич.
Коллектив неравнодушных.
Коллектив неравнодушных.

В общем работа закипела и спустя несколько месяцев с момента вытаскивания остова Ми-8 в помещение мастерской, вертолет выкатили на улицу, подцепили к трактору и отбуксировали на место установки, поднимая по пути провода и рекламные перетяжки. Затем вертушку приподняли краном и она выполнила свой последний полет на постамент.

Досборка . Фото Игорь Гаврильчук.
Досборка . Фото Игорь Гаврильчук.

После работ по закреплению на постаменте, на вертолет установили лопасти винтов и начали готовиться к открытию!

15 декабря 2022 года состоялось церемония открытия памятника "Вертолет" который также посвящен авиаторам Колпашево. Дата открытия была выбрана не случайно. Ведь именно в этот день, но в очень далеком 1933 году открылся аэропорт Колпашево! В момент открытия над памятником выполнил пролет один из местных Ми-8, отдавая честь вертолету-ветерану!

Открытие!
Открытие!

Нам остается только порадоваться за заслуженный вертолет и очень сильно благодарить всех неравнодушных авиаторов, которые смогли восстановить этот вертолет ветеран до такого отличного состояния!