Большинство действий в процессе Богослужения имеют символический характер. Для человека знающего содержание Ветхого и Нового Завета и понимающего смысл молитвословий вся красота и правильность составленного хода службы вызывает умиление и настраивает душу на молитвенный лад.
Шесть псалмов ( шестопсалмие ), которые начинают утреню имеют покаянный характер от лица всего человечества. В церкви есть предание, что Божий суд над человечеством будет длиться ровно столько, сколько читается шестопсалмие.
Вечером служба состоит из двух частей. Из вечерни и утрени. Если вечерня символизирует Ветхий Завет, как бы проводя нас от сотворения мира, до рождения Христа.
Утреня же символизирует Новый Завет. И мы знаем, что Новый Завет начинается рассказом о Рождестве Спасителя. И поскольку Христос родился ночью в Вифлеемской пещере( как мы помним волхвы шли за звездой навстречу с Господом)соответственно в память о тишине и темном времени суток в храме гасят свечи и не уместно ходить по храму в этот момент.
Если действительно человек пришёл в храм для молитвы и понимает всё совершающееся в этот момент, то он и сам без нужды не пойдёт по храму. Молящийся будет внимать покаянным словам шести читаемых псалмов и как люди ждали пришествия Христа в мир, так и мы ,молясь в храме, будем ждать Его пришествия в наши души.
Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение
Этими словами начинается чтение шестопсалмия. Этими словами приветствовали Ангелы рождение в мир Христа .
Господи устне мои отверзиши и уста моя возвестят хвалу Твою...
Так начинается шестопсалмие .
Номера псалмов входящих в шестопсалмие : 3,37,62,87,102,142.
Псалмы эти имеют покаянный и утешительный характер. И должны напомнить нам о Страшном Суде, к которому мы все придём.
Поэтому в храме гасят свечи( чтобы сосредоточить нас на молитве), прекращаются хождения и не принято садиться( если нет немощи), а слушать эти молитвы стоя.
Слава Тебе Господи слава Тебе.