Строчки из знаменитого «Тараканище» вспомнились при беглом просмотре программы обучения для 10-11 классов, опубликованной целым Институтом стратегии развития образования Академии образования РФ.
В объёмном документе полно всякой новомодной психологической симуляции бурной деятельности в духе стандарта, без которого раньше неплохо работали по примерным предметным программам. Там порядка было больше, чем в опубликованной программе.
Вот спрошу я у составителей программы: что раньше надо бы повторить из изученного в девятилетке? — Натуральные и целые числа или рациональные и действительные числа? Их ответ есть в программе: натуральные и целые числа с признаками делимости открывают программу 11 класса, а рациональные и действительные числа — программу 10 класса. Темы поставлены задом наперёд и перед действительными числами не упомянуты бесконечные непериодические десятичные дроби. Бесконечные периодические десятичные дроби есть, а бесконечных непериодических десятичных дробей нет.
Но зато чинно и благородно: есть личностные результаты семи сортов — по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, эстетическому, физическому, трудовому, экологическому воспитанию, не хватает для полноты картины ещё сексуального воспитания… Есть даже отдельный пункт про ценности научного познания, а вот научного и методически правильного подхода к построению программы по математике нет.
«Вдохновлённый» такой красотой Владимир Ковальджи перевёл текст документа в художественную форму.
Главная недоработка в таких документах — их изложение прозой. Такие торжественно-прекрасные словеса надо излагать в подобающем стихотворном размере. Гекзаметр вполне подойдет.
Ода «Познавательные универсальные учебные действия»
Песнь 1. Базовые логические действия
Каждый, окончивший школу, научится в полном объеме
В самую суть проникать объектов, явлений, понятий,
В точности их называть, устанавливать их отношенья
И полагать основанье сравнению их с обобщеньем;
Грамотно воспринимать, формулировать сотни суждений,
Их различая при этом, не путая частное с общим,
Закономерности видеть, а также и взаимосвязи,
Выводы делать логично, используя мощь аналогий,
и т. д.
Текст «перевода» прислал Ковальджи Александр Кириллович.