Найти в Дзене

Из истории развития российской системы мер и весов. Период русского централизованного государства ( XVII в.).

картинка взята из открытых источников в целях иллюстрации
картинка взята из открытых источников в целях иллюстрации

К XVIIв. постепенно отмирают меры кадь (оков), полсажени, уборок и лукно. Следует отметить, что кроме торговых мер в обращении находились и другие категории мер, в зависимости от области их применения; приимочные (мера, которой измеряли хлеб, поступивший в казну от населения), отдаточные (мера, которую использовали для выдачи жалованья служилым людям), таможенные. Как правило, объем приимочных и таможенных мер совпадал, отдаточные же составляли 35-75 % приимочных мер. Можно предположить, что такое подразделение мер было обусловлено классовым неравенством, неодинаковостью обложения налогами разных слоев населения.

Основной мерой жидких тел, как уже говорилось ранее, являлось ведро. Точный объем его не установлен. Известна его высота – 8 вершков, и то, что оно делилось на 2 полуведра, 4 четверти, 8 получетвертей, а так же на кружки и чарки. Как следует из документов, в первой половине XVIIв. ведро вмещало в себя 12 кружек или 300 чарок; во второй половине XVIIв. – 10 кружек или 100 чарок. Однако согласно указу 1652 г. размер новых чарок должен был стать втрое больше размера старых. В конце XVIIв. была сделана попытка уменьшить количество кружек в ведре (до восьми), а так же размер чарки. Ведро как «питейную меру» широко применяли в государственной торговле вином, в розничной торговле пользовались кружками, штофами и пр.. При торговле вином с иностранцами преимущество отдавалось бочке, как крупной мере жидких тел.

Продолжала развиваться в Московском государстве и система мер веса, но все же в основном сохранились киевские меры: пуд, фунт (гривна, гривенка); для мелких или специальных взвешиваний (драгоценных металлов и камней) – золотник, почка. Самая крупная мера – «ласт» составляла 72 пуда, затем шла четверть вощаная, равная 12 пудам, и берковец, равный 10 пудам. Пуд весил 40 фунтов (16,38 кг). Четверть вощаную употребляли для взвешивания воска, а берковец – для пеньки. В письменных источниках XVI-XVIIвв. часто упоминается вес грузов (железа, соли и пр.) в тысячах пудов, без перевода в более крупные единицы – берковцы. Это говорит о широком использовании пуда в качестве основной единицы веса. Часто встречается и гривенка с прибавлением «большая» или малая (в 96 или 48 золотников соответственно). Золотник делится на 25 почек (4,27 г.), почка – на 4 пирога (171 мг.); пирог составлял примерно 43 мг.. Но, очевидно, под влиянием развивающейся торговли с Западом в XVI-XVIIвв. большая гривенка (гривна) постепенно вытесняется фунтом (96 золотников; 409,5 г.). Однако в некоторых документах конца XVIIв. еще можно встретить оба наименования; по-видимому, в то время не существовало четкого разграничения в использовании понятий «фунт» и «гривенка». Подобно пуду, фунт был широко распространен в мелочной торговле, но для крупных взвешиваний никогда не пользовались сотнями или тысячами фунтов; в этих случаях вес выражали в пудах.

В «Торговой книге» и других источниках упоминаются такие единицы веса, как контарь (2,5 пуда), безмен (2,5 фунта) и ансырь. Ансырь употребляли еще до XVв., его значения были различны: 136, 128 (старый «бухарский» ансырь) и 96 золотников. Последний, равный фунту, постепенно вытеснил два других ансыря и назывался «нынешним» ансырем. А в аптекарском деле вместе с золотниками и позолотниками продолжала существовать и архаическая мера «зерно», равная западноевропейскому грану (примерно часть золотника).

Процесс взвешивания осуществляли на весах. В зависимости от размера груза применяли большие или малые терези (коромысленные весы) и контари (весы с неподвижной точкой опоры и подвижной гирей), для небольших тяжестей при торговле в розницу употребляли безмены - весы с неподвижной гирей и подвижной точкой опоры.

Таким образом, новые общегосударственные задачи, политические и экономические условия Московского государства дали толчок росту масштабов измерений, вызвали необходимость повышения их точности. В свою очередь, для проведения измерений потребовалась подготовка специального аппарата и совершенствование контроля за мерами и измерительными приборами. Надзор за мерами и весами в XVI-XVIIвв. окончательно выходит из-под влияния духовенства. С усилением государственной власти он постепенно становится все более централизованным, хотя и находится в ведении чиновников различных приказов. Конечно, в эту эпоху еще рано говорить о существовании единой упорядоченной системы надзора. Но стремление охватить нкадзором все меры и весы отмечается в той или иной степени на всей огромной территории русского государства.

С развитием торговых отношений возникает также потребность в организации надзора за качеством товаров, устанавливают правила продажи и меры взысканий за недоброкачественный товар это относится, в частности, к продаже воска – главной статье экспорта в стране).

Большую работу по надзору и поверке мер проводили два столичных учреждения: Померная изба и Большая таможня. Оснащенные более или менее достаточным количеством образцовых мер эти центральные учреждения привлекали к работе выборных «верных людей» и имели возможность не только проводить периодические ежегодные поверки, но и выборочные, а также разрешать конфликты, возникавшие при торговых операциях, в том числе при экспортно-импортных, пресекать прямые злоупотребления и применение неверных, «воровских», или неклеймёных мер и весов. В провинции надзор был поручен персоналу воеводовских и земских изб, а также старостам, целовальникам и другим «верным людям», в обязанность которых входил и сбор «померных и весчих» пошлин.

Однако по мере удаления от центральных городов состояние измерительного хозяйства ухудшалось, а беззакония росли и не всегда пресекались. О неисправности таможенных и торговых весов и мер, о слабости организации поверочного дела на местах свидетельствует множество направленных правительству жалоб со стороны торговых людей, в том числе и иноземных, от таможенных голов и других слоев населения.

И все же сам факт наличия системы мер, стремление осуществить централизованную поверку на всей огромной территории Московского государства – явление невиданное для той эпохи. Это поражало иноземных гостей, и можно понять насколько преувеличенное восхищение немца-опричника Г.Штадена: «…по всей Русской земле, по всей державе – одна вера, один вес, одна мера».

Продолжение следует…