Леонид Александрович Веснин (1880—1933)
Виктор Александрович Веснин (1882—1950)
Александр Александрович Веснин (1883—1959)
Братья Веснины - это уникальный семейный творческий тандем. Однако именно Виктору суждено было стать в 30-40-е годы ХХ века председателем Союза архитекторов СССР, а также первым президентом Академии архитектуры СССР.
Дореволюционное творчество братьев Весниных мы рассматривать не будем, ведь и они сами вспоминали это время не с лучшей и не с выигрышной для себя стороны:
"Наши ранние работы были в «стилях», но у нас было чувство неудовлетворенности, чувство обиды, что мы являемся лишь подражателями"— говорит А. А. Веснин, вспоминая о своем совместном с братьями дореволюционном творчестве.
Великая Октябрьская революция всколыхнула общественное сознание: жить и творить дальше в эклектичных форматах не представлялось возможным. Новому советскому государству нужны были новые свежие идеи, формы, динамичные и запоминающиеся образы. Так начинается зарождение нового стиля - конструктивизма, который создали и воспели братья Веснины.
"В эту эпоху творческих исканий существенно было, однако, искреннее желание передовых архитекторов порвать с прошлым и в меру своего понимания новой жизни ответить на ее задания."(братья Веснины)
В 1922 году был организован известный конкурс на Дворец труда, в котором приняли участие все выдающиеся архитектурные силы страны. Для братьев Весниных этот год явился переломным. Они дали на конкурс проект, выполненный в совершенно новой манере.
Дворец труда братьев Весниных, решенный полностью в стиле конструктивизма и, даже не победив на конкурсе, стал важной вехой в истории архитектуры, поскольку положил начало периоду расцвета авангардизма в архитектуре.
Ни о каких «стилях» речи быть не могло — это было всем ясно. Надо было создать нечто новое, диаметрально противоположное тому, что создавалось до революции. Это была эпоха «бури и натиска», и то, что кажется странным теперь, было вполне объяснимо тогда. Ведь только еще намечался будущий разворот грандиозного строительства нашей страны. Проекты чаще всего оставались на бумаге и носили скорее характер творческих деклараций.
Конструктивизм развивался, привлекая в свои ряды всё больше последователей, фактически он стал лидирующим направлением в архитектуре, начал восприниматься даже как «модное течение».
Веснины чувствовали свою ответственность за такое развитие событий и, не желая, чтобы конструктивизм стал закостенелым набором правил, меняли и развивали свои композиционные приемы. Так, особое внимание во второй половине 1920-х годов они уделяли рациональной организации функций здания, композиция здания становилась всё больше подчинена тому, какие функции будет нести то или иное строение. А так как одно здание зачастую включает в себя помещения с различными функциями, Веснины всё чаще обращались к павильонному типу здания – из нескольких отдельных элементов складывается целое, сложное по форме, но логичное и удобное по внутренней организации.
Александр Веснин во второй половине 1920-х годов также преподавал на архитектурном факультете Вхутемаса—Вхутеина и обучил целую плеяду замечательных молодых архитекторов - А. Бурова, М. Барща, М. Синявского, И. Леонидова. Веснин говорил своим студентам о том, как важно учитывать функцию здания, однако отмечал, что композиция строения в целом также должна иметь выразительную форму.
Многочисленные конкурсы приносили победу братьям Весниным, но лишь малая часть их концепций была реализована. Однако, новаторство их мысли дало огромный старт для современной архитектуры (в том числе и в наши дни их проекты не смотрятся архаично). Конструктивизм 20-х годов дал старт для идей первых зданий - небоскрёбов (к сожалению, в 20е годы для осуществления этих идей ещё не созрела производственно-техническая база и уровень строительства), направлению Баухауз в Германии, эстетике функционализма в мировой архитектуре.
В 1930-е годы в советской архитектуре усилилось влияние представителей неоклассического стиля. Лидеры конструктивизма, в том числе и Веснины, участвовали в дискуссиях по поводу того, насколько наследие классического стиля должно влиять на развитие архитектуры: они не отрицали важность принципов, открытых архитектурой прошедших эпох, но утверждали, что использовать нужно только закономерности создания художественных форм, а не заимствовать сами формы.
Противостоящие им неоклассики же использовали весь арсенал классицизма, непосредственно перенося элементы классической архитектуры в свои постройки. Получилось так, что в творческой борьбе победа оказалась на стороне неоклассиков: их принципы более соответствовали тому, чего добивались властители того времени – демонстрации советской роскоши. Работы конструктивистов стали подвергаться критике, многие архитекторы-конструктивисты примкнули к неоклассицистам.
Начиная с 1932 по 1936 гг., братья Веснины принимали участие в крупнейших конкурсах на строительство, но все их проекты проиграли– архитектурные вкусы изменились.
Вклад братьев Весниных в развитие архитектуры сложно переоценить: они стали они из центральных творческих коллективов, благодаря которым в Советском союзе возникло уникальное новаторское архитектурное течение – конструктивизм.