Найти тему

Как заводы формируют города: градообразующая сила моногородов

Термина «моногород» в законодательстве РФ не существует, но принято считать, что город является монопрофильным, если:

  • более четверти населения города трудоустроено на одном заводе
  • город возник около градообразующего предприятия - завода

Одним из известных городов примеров можно считать Тольятти, в котором в 1966 году началось строительство крупнейшего автомобильного завода в СССР. В следствие это население города увеличилось более чем в 20 раз (12 тысяч человек до 1966, 250 тысяч человек в 1970 году). Эти данные свидетельствуют о стремительном развитии города благодаря монопрофильной схеме развития.

Завод Автоваз, г. Тольятти
Завод Автоваз, г. Тольятти

Но не только Тольятти является ярким примером таких поселений. Подобные населенные пункты возникали и на Урале, и в Сибири. Один из таких городов — Ноябрьск, на место которого в 1975 году прибыла группа из 40 человек для освоения месторождений нефти и газа. Спустя 10 лет, в городе проживало почти 70 тысяч человек, большая часть которых работали в сфере добычи и переработки нефти и газа.

Завод, г. Ноябрьск
Завод, г. Ноябрьск

В истории России было 3 основных этапа образования моногородов. Первый происходил еще при Петре I, когда необходимо было много железоделательных заводов, которые потом стали градообразующими предприятиями для промышленных городов. Следующие этапы происходили уже в СССР и были связаны с индустриализацией и Великой Отечественной войной.

В целом, можно выделить характерные черты для моногорода:

  • Экономическая зависимость города от положения предприятия
  • Однородное профессиональное население
  • Низкая социальная мобильность граждан
  • Слаборазвитая транспортная инфраструктура

Как пример понимания специфики моногородов возьмем город Кулебаки, который расположен в Нижегородской области и насчитывает 30 тысяч жителей. В советское время здесь действовало 7 заводов, на которых трудились 60% жителей города и его окрестностей. Особенно важным из этих заводов был Кировский, сегодня известный как Русполимет. В свои лучшие годы на заводе работало 14 тысяч человек, и помимо того, что он был градообразующим предприятием, он внес огромный вклад в развитие города.

Звучание гудков в городе в 7:00, 15:00 и 21:00 стало традицией, которая информировала жителей о том, когда вставать, обедать и ложиться спать. В моем детстве, проведенном преимущественно в Кулебаках, эти гудки мне сообщали, когда придет с работы бабушка или когда пора возвращаться домой. Эта, казалось бы, маленькая деталь организовывала весь город вокруг времени одного завода.

Завод всем помогал. Построив собственные железнодорожные пути для транспортировки грузов, он дал возможность жителям за минимальную стоимость доехать до Навашино, откуда уже можно было доехать до Москвы. Когда железнодорожные пути закрылись из-за дорогостоящего обслуживания, завод запустил рейсовые автобусы, дав возможность продолжать добираться до других городов. Несмотря на то, что жд пути проходили через центр города, это никого не смущало. Наоборот, люди радовались, когда слышали звук проезжающего поезда: это значило, что с производством все было хорошо и работа кипит.

Завод строил множество домов, 10% квартир которых выделялись для городской квоты: учителям, врачам и т.д. Он также помог отстроить большой металлургический техникум, который обучал кадры для работы на Русполимете.

То, насколько важен был этот завод для города можно понять и по тому, что день города отмечается в тот же день, что и день металлурга. Причем до сих пор завод сам организует этот праздник, начиная от торжественной части, заканчивая концертами и салютом. Даже дети чувствовали «любовь» заводов: каждое лето они ездили в пионерлагеря, которые полностью спонсировали предприятия, на которых работали их родители.

Подписывайтесь и оставляйте в комментариях, про какие индустриальные объекты вам было бы интересно узнать!