Найти в Дзене
Epoch Times Russia

Колесо жизни Гулливера и раздумья о бессмертии

ЕСЛИ БЫ У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ, ВЫ БЫ ВЫБРАЛИ ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ?

Автор: Мая Мизрахи

Гулливер попал в Лилипутию. (Artepics/Alamy Stock Photo)
Гулливер попал в Лилипутию. (Artepics/Alamy Stock Photo)

Если бы вам предоставили возможность жить вечно, вы бы приняли её? В современную эпоху, когда учёные день и ночь трудятся над «проблемой смерти», чтобы от неё избавиться, в этом вопросе почти нет колебаний, но тем не менее, прежде чем «выстрелить с пояса» ответ, найдите минутку и задумайтесь.

Писатель Джонатан Свифт в своём произведении «Путешествия Гулливера», вышедшем в свет в 1726 году, задумался. Произведение стало классикой английской литературы. Свифт писал об английском докторе Лемюэле Гулливере, который плавал к самым отдалённым островам мира.

Один из островов — Лилипутия, где Гулливер оказался великаном по сравнению с жителями Лилипутии, рост которых 15 см, и которые любят спорить о пустяках, например, о том, с какой стороны разбить скорлупу варёного яйца.

Затем Гулливер плывёт в королевство Бробдингнег, где попадает в страну великанов. Плывёт на летающий остров Лапута, жители которого занимаются наукой и забывают слушать и разговаривать друг с другом. И дальше плывёт в край, где культуру и просвещение представляют не умные и цивилизованные лошади, а люди жестокие и невоспитанные.

Между тем Свифт задумывается на тему бессмертия, когда отправляет Гулливера на остров королевства Лаггнегг, где каждые несколько лет рождается ребёнок с круглым красным пятном на лбу над левым глазом — явный признак того, что он или она никогда не умрёт. Когда Гулливер слышит об этом, то как любой смертный реагирует восторженно:

«Благословен тот народ, у которого есть заслуга на шанс стать бессмертным!»

Он признаёт, что смерть — это «проклятие человеческого рода», и поэтому бессмертные, называемые «струльдбругами», их дух свободен и освобождён от бремени и судорог души, основанной на неумолимом ужасе смерти.

Потешаясь над восхищённым Гулливером, смертные королевства просят его описать, как бы он жил, если бы родился бессмертным. Гулливер представляет себе счастливую жизнь, где он без всяких усилий и уловок создаст себе богатство.

Таким образом, через двести лет он, вероятно, станет самым богатым человеком в королевстве. Во-вторых, он посвятил бы свои дни постоянному изучению всех искусств и наук, наконец, тщательно записывал бы историю, происходящую на его глазах. Он бы точно занялся фиксированием многочисленных изменений в обычаях, языке, одежде, видах еды и развлечений. И благодаря всем этим достижениям приобрёл бы статус живого сокровища знаний и мудрости и, несомненно, стал бы светилом для всей нации.

Гулливер также представил, что организует братство своих бессмертных друзей. Вместе они будут обмениваться «впечатлениями и воспоминаниями», обсудят «коррупцию, её виды и способы, которыми она проникает в мир и влияет на общественное мнение», а также смогут денно и нощно наставлять народы на праведный путь. Гулливер плывёт в своём воображении и описывает, как он и его собратья-бессмертные подадут людям пример и предотвратят их вырождение. Он с энтузиазмом добавляет, что им, вероятно, также удастся открыть что-то новое, найти лекарства от всех болезней и усовершенствовать их. Однако он находит в бессмертии один недостаток — безразличие, которое может появиться с годами, что будет с безразличием терять своих смертных друзей и родных. Подобно смертным, которые не оплакивают ежегодное увядание цветов, так и он перестанет оплакивать смертных.

После того как жители Лагнегга послушали утопические фантазии Гулливера и вежливо улыбались его сильному желанию бессмертной жизни и бесконечного счастья, они с его позволения указали на «некоторые ошибки», которые приведут его к неизбежной неудаче, поскольку он человек, и «каждый человек ошибается».

Самая большая ошибка, которую он допустил, заключается в том, что он не спросил, подразумевает ли бессмертие вечную молодость — ошибка, о которой Гомер писал в IX веке до нашей эры в рассказе об Эос, богине зари в греческой мифологии. Эос просила Зевса даровать её возлюбленному, смертному Тифону, вечную жизнь. Но она забыла попросить о даровании ему вечной молодости. В результате Тифон состарился, что стало для него катастрофой.

Похожая проблема существовала и для бессмертных королевства Лагнегг, которые не могут наслаждаться вечной молодостью. Они стареют, как и все, но в отличие от всех, их жизнь не заканчивается. Примерно до 30 лет они живут как смертные, но затем, с годами, у них начинает развиваться глубокая депрессия, вызванная осознанием того, что они никогда не умрут. У них даже появляется зависть к своим смертным друзьям. Каждый раз, когда они видят похороны, они сокрушаются и причитают, что другие ушли на отдых, куда они сами никогда не попадут.

Когда им исполняется 80 лет, их дети забирают наследство, им запрещают покупать или арендовать землю, а также они лишаются права давать показания в гражданских процессах. Примерно аналогично тому, как Ватикан отбирает у кардиналов, достигших 80-летнего возраста, право участвовать в выборах нового папы, так и королевский двор Лагнегга постановил, что бессмертные теряют свои познавательные способности из-за возраста, и поэтому им необходимо отказать в определённых правах. Многие из них начинают терять память уже в 80 лет, не могут запомнить имена людей и даже имена своих ближайших друзей, а к 90 годам теряют зубы, волосы и способность чувствовать вкус. Примерно через 200 лет, по мере развития и изменений речи, старые бессмертные не могут общаться ни с кем из смертных, им кажется, что они говорят на иностранном языке.

Они не только самоуверенны, скрытны и сварливы, жадны, клевещут, высокомерны и заносчивы, но они также неспособны к дружбе и невосприимчивы ко всем естественным чувствам. Они не помнят ничего, кроме того, что узнали и увидели в юности и среднем возрасте, да и то они помнят неясно.

Бессмертных обычно описывают как презираемых и ненавистных всем, с отвратительным и уродливым видом. Таким образом, Свифт передаёт ещё одно вечное послание, актуальное для нашего времени — мир настолько одержим погоней за молодостью, что порой относится к пожилым людям с глубоким неуважением. Вместо того чтобы рассматривать их как источник мудрости или культурных знаний, мы видим в них деспотичных, уродливых и устаревших людей.

Гулливер отшатывается от описаний и резюмирует следующим образом:

«Читателю легко поверить, что после всего, что я видел и слышал, моё стремление к вечной жизни сильно притупилось. Мне было очень стыдно за свои фантазии, и я сказал в сердце своём: нет смерти среди смертей, которые выдумает правитель-тиран и от которой я с радостью не убегу».

Король Лагнегга подытожил с хорошим юмором, сказав, что если бы бессмертных можно было отправить в другие народы, люди могли бы получить прививку от страха перед смертью.

Но что бы вы ответили, если бы вам дали возможность не стареть, а оставаться молодым и неуязвимым? Примете ли вы тогда предложение вечной жизни?

В знаменитой книге Натали Бэббит «Фонтан вечности», по которой также был снят фильм, среди прочего исследуется этот вопрос. В центре истории описывается встреча семьи Тэккеров — отца Тэка, матери Мэй, сына Майлза и младшего брата Джесси, а также десятилетней девочки по имени Винни, которая раскрывает необычайную тайну своей семьи — все члены семьи выглядят так же, как и 87 лет назад, и, вероятно, никогда не постареют. Кроме того, они не сильно пострадают, если на их пути случится беда.

Семья стала бессмертной после того, как случайно выпила воду из родника, расположенного в районе, где живёт Винни. Поначалу члены семьи не поняли, что получили вечную жизнь, пока прошло немало времени, и родители семейства увидели, что не старятся. Сын Майлз, который был женат и имел детей, наблюдал за старением жены, в то время как он оставался двадцатилетним. Его жена считала, что семью околдовали, забрала детей и ушла. С тех пор 17-летняя Джесси и 20-летний Майлз скитаются по стране в поисках средств к существованию для семьи, а их родители остаются дома и ждут их возвращения.

«Мы прожили в этом доме почти 20 лет, это был самый большой срок, на который мы осмелились, — говорит мать Мэй Винни. — Он также расположен недалеко от окрестных городов. Когда нам что-то нужно, мы иногда идём в один город, затем идём в другой, чтобы люди не обращали на нас слишком большого внимания».

Хотя мать Мэй не уверена, является ли полученная ими вечная жизнь благословением или проклятием, её муж более единодушен в своём мнении:

«У смерти есть место в колесе, так же как и у рождения. Ты не можешь взять какие-то части, которые тебе нравятся, а остальное оставить, — говорит он Винни, пытаясь объяснить ей, почему людям опасно знать о тайне источника. — Жить — это тяжёлый труд, но и терять вот так равновесие, как мы, в этом тоже нет никакой пользы. В этом нет никакой логики. Если бы я знал, как снова сесть за руль, я бы сделал это за секунду. Невозможно продолжать жить не умирая. Так что эту нашу жизнь нельзя назвать жизнью. Я думаю, что мы просто существуем, как камни на дороге».

Отца беспокоила ещё одна вещь.

«Если бы люди знали о роднике там, в Тригапе, они слетелись бы к нему, как свиньи на корм. Они наступали бы друг на друга, пытаясь добыть этой воды. И это уже само по себе плохо, а потом — представляете? Все маленькие — навсегда маленькие, все старые — навсегда старые. Можете ли вы представить себе такое? Вечно? Колесо продолжит вращаться, вода продолжит течь в океан, но люди станут не чем иным, как камнями на обочине дороги. Лишь позже они поймут, но тогда будет слишком поздно».

Читатель остаётся в напряжении относительно того, что Винни решит сделать с имеющейся у неё информацией — выберет ли она вечную жизнь или согласится на простую жизнь смертных? И, возможно, это вопрос, который мы все должны задать себе в эпоху, когда наука пытается найти способы продлить нашу жизнь. «Гулливер» Свифта и «Фонтан вечности» Бэббит намекают нам, что это может быть опасно.

Источник: The Epoch Times