Найти тему
АиФ–Тюмень

Вторая мама. Психолог воспитательной колонии о работе с подростками

Оглавление

Юные нарушители закона, воспитанники колонии для несовершеннолетних, считаются самой сложной категорией спецконтингента. Их называют малолетними преступниками, но для работников психологической службы они – дети, к которым нужен особый подход. Как воспитывают трудных подростков в местах лишения свободы, корреспондент «АиФ-Тюмень» узнала у начальника психологической лаборатории ФКУ «Тюменская воспитательная колония УФСИН России по Тюменской области», лейтенанта внутренней службы Людмилы Будник.

Психолог по призванию

Есть такое выражение - счастливые люди к психологам не обращаются. Врачевателям душ приходится сталкиваться с болезненными, тяжелыми ситуациями, а вы работаете в колонии для несовершеннолетних, где априори нет «легких» клиентов. Почему вы решили трудиться в таком месте?

Людмила Будник: Психология меня интересовала всегда, еще в школе с удовольствием читала книги на эту тему, помню, когда проходила профориентационный тест, выпала именно эта сфера. На мой выбор также повлияла тетя, она преподает психологию в университете. Мы часто с ней общались, и уже в старших классах я целенаправленно готовилась к поступлению в университет, чтобы стать психологом. Работу в колонии выбрала тоже неслучайно. Можно сказать, это семейное. Моя бабушка долгое время преподавала иностранные языки у старшеклассников, а мама и сейчас работает в школе. Но это не обычная школа, в ней учатся проблемные дети. Некоторые из ее учеников сегодня содержатся у нас в колонии. Так что, это продолжение традиции. Я с детства видела и понимала, что работа с детьми - это нелегкий, но нужный труд. А социализация педагогически запущенных подростков важна как для самого ребенка, так и для всего общества в целом. Поэтому сразу после университета я трудоустроилась в следственный изолятор.

- Чем занимается психолог в воспитательной колонии?

- Когда к нам поступают подростки, мы помогает им в адаптации. С новыми ребятами беседуем, узнаем их биографию. Также проводим диагностическое обследование, чтобы получить прогноз их дальнейшего поведения, узнать факторы риска и личностные особенности. Затем, основываясь на полученных результатах, выбираем направление, по которому будем проводить дальнейшую работу с ребенком.

- И в чем заключается эта работа?

- Это различные мероприятия - и групповые, и индивидуальные. Это психокоррекционные занятия, консультации, просветительные уроки, психопрофилактика, все это в формате арт-терапии, кинотренингов, релаксации, вариантов множество. Интереснее всего детям узнавать что-то новое о себе по своим рисункам, а также работать в группе, обсуждать разные вопросы.

- Сколько лет вашим воспитанникам, до какого возраста они находятся в колонии?

- Когда они попадают к нам, обычно им по 14 лет. Сейчас самым младшим – по 15. Содержание в колонии продолжается до совершеннолетия. Однако сейчас воспитанников можно оставлять до 19 лет.

- Для чего и почему дается этот дополнительный год?

- Если при достижении 18-летия срок еще не закончился, подростка переводят для дальнейшего отбывания наказания в исправительные колонии. Но в соответствии с законодательством РФ за хорошее поведение и отсутствие взысканий осужденные могут остаться в воспитательной колонии до 19 лет, то есть до конца назначенного срока, если он наступает в этот период. Даже если срок слишком велик, подросток все равно имеет право остаться еще на год. Но по достижении 19-летия перевод во взрослую колонию неизбежен. Как показывает практика, большинство осужденных хотят остаться у нас максимально возможное время, потому что здесь созданы все условия для комфортного отбывания наказания.

Жажда острых ощущений

- Несмотря на то, что ваши воспитанники - еще дети, они все же преступники, так? И насколько правдиво мнение, что несовершеннолетние - это самая сложная категория спецконтингента?

- Для меня, как и, наверно, для любого психолога службы, в первую очередь наши воспитанники - дети, какое бы преступление они ни совершили. Здесь важно понять, почему ребенок это сделал, для чего мы и собираем полную информацию о нем, общаемся с родными или опекой, со школой и другими службами и т.д. И, да, многие считают, что это какой-то непосильный труд, что с ними сложнее, чем со взрослыми. На самом деле дети, которые ранее вели асоциальный образ жизни, кардинально меняются, попадая в колонию. Здесь они активно включаются в обучение, общение, с неподдельным интересом узнают что-то новое о себе, задают много вопросов.

- В основном это дети из неблагополучных семей?

- Да, это так. Из неблагополучных, дети-сироты или оставшиеся без попечительства родителей. Бывает, попадают в колонию и дети из благополучных семей, но это большая редкость, их мало. В любом случае, если у них есть хоть какие-то родственники – мама, папа, сестра, брат, бабушка, мы стараемся пообщаться с ними. Бывает, и сами близкие хотят с нами встретиться. Такие беседы благотворно влияют на детско-родительские отношения.

Для работников психологической службы они – дети, к которым нужен особый подход. Фото: АиФ/ Елена Доровикова
Для работников психологической службы они – дети, к которым нужен особый подход. Фото: АиФ/ Елена Доровикова

- Вы сказали, что беседуете и с детьми, и с их близкими, если они есть. Основываясь на этом, можете сказать, когда случается этот переломный момент, когда понятия «хорошо» и «плохо», «закон» и «преступление» стираются?

- Когда ребенок входит в подростковый возраст. В этот период есть риск, что контроль родителей над детьми начнет ослабевать, несовершеннолетние больше времени проводят со своими сверстниками, ориентируются на мнение значимых друзей. В подростковом возрасте значительно выше склонность к рисковым действиям, жажде острых ощущений, желанию завоевать признание и авторитет в компании, в этот же момент и происходит переоценка жизненных ценностей. Впоследствии возникают ситуации, которые приводят к совершению преступлений. Многие родители могут даже и не догадываться, чем занимаются их дети в свободное время.

- Почему одни дети из неблагополучных семей, оказавшиеся в сложной ситуации, не совершают преступления, а другие пересекают эту черту? Может быть, есть какие-то отличия в поведении, психологические травмы, характерные если не для всех, то для большинства таких детей.

- Существуют определенные факторы, которые влияют на подростков и на вероятность совершения ими противоправных действий. В первую очередь, это атмосфера в семье. Если родители сами судимы и отбывали наказание в местах лишения свободы, чрезмерно употребляют алкоголь или наркотические вещества, жестоко обращаются со своими детьми. В таких семьях значительная часть подростков получает пример аморального образа жизни, приобретает негативные черты. Или же отсутствие любви и заботы, чрезмерная занятость родителей, перекладывание воспитания детей на школы, неуважение и агрессия в семье. Также на совершение преступления влияют отношения со сверстниками, когда дети попадают в асоциальные компании или становятся отверженными в группе подростков. Кроме того, имеют значение личностные особенности самого ребенка. Например, низкая самооценка и неуверенность могут привести к тому, что несовершеннолетний не сможет отказать, когда его будут уговаривать совершить какое-то нехорошее дело.

- Подростки, идя на преступление, осознают, чем это может закончиться. Но, одно дело - мифическое наказание, другое - реальное лишение свободны. Как они себя ведут, когда попадают в колонию?

- Когда подростки совершают противоправные действия, им кажется, что за это их просто поругают и отпустят. Тем более часто так бывает, что суд к несовершеннолетним относится более снисходительно, и за некоторые преступления подросткам назначают лишь условные наказания. Попадая к нам в колонию, осужденные говорят, что не думали в свое время, что за их действия последует реальное лишение свободы. И уже отбывая наказание, многие признаются в том, что, если бы можно было вернуть время обратно, они бы вели себя иначе и не допустили такого. К сожалению, осознание последствий для подростков приходит уже после совершения преступления.

Женщинам доверяют больше

- Вам известно что-либо о судьбе воспитанников, покинувших колонию?

- Безусловно. Но у нас есть информация не обо всех. Некоторые приезжают издалека, например, из городов Севера, поэтому с ними сложно поддерживать связь. Насколько я знаю, многие по освобождении возвращаются в учебные заведения, чтобы получить образование, к тому моменту они уже осознают необходимость, понимают, что это для их же будущего. Конечно же, есть риск, что воспитанник вернется к прошлому. Мы стараемся этого не допустить.

- Расскажите о воспитаннике, который вам больше всего запомнился.

- Есть у меня один ребенок, с которым я начинала работать еще в СИЗО города Кургана. Алексей (прим. ред. - имя изменено) попал в колонию из-за достаточно серьезного преступления. В 15 лет он не умел ни писать, ни читать, сильно заикался, был тревожным и очень тяжело адаптировался к местам лишения свободы. С ним приходилось чаще проводить индивидуальные занятия, в группе ему было тяжело высказывать свое мнение. После я продолжила работу над педагогической социализацией в тюменской исправительной колонии. Так он научился писать и читать, стал меньше заикаться, мог спокойно говорить, стал менее тревожным и агрессивным. Сейчас он до сих пор отбывает наказание в колонии.

- Говорят, заключенные, в вашем случае воспитанники, - сами неплохие психологи. Согласны ли вы с этим утверждением?

- В силу своих возрастных особенностей они эмоционально незрелые, не всегда могут конструктивно решить свои проблемы, адекватно оценить свое поведение. Но в столь юном возрасте они уже умело манипулируют взрослыми. Допустим, пытаются расположить к себе излишней вежливостью, чтобы к ним доверяли. Все это делается для личных целей. Конечно, подобные ситуации нужно выявлять, пресекать такие манипуляции. Чаще всего с попытками управления сталкиваются молодые сотрудники.

Есть риск, что по освобождении воспитанник вернется к прошлому. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова
Есть риск, что по освобождении воспитанник вернется к прошлому. Фото: АиФ/ Наталья Третьякова

- И все же, вашу работу справедливо назвать непростой? И какими качествами должен обладать человек вашей профессии?

-Действительно, первые годы мне было тяжело. Когда ты молод, не все нюансы известны. Но с годами опыт нарабатывается, ты выбираешь свою стратегию поведения, знаешь, как правильно общаться с такими детьми. Сейчас мне намного легче, в этой сфере я с 2011 года. В глазах воспитанников я уже не какая-то новенькая сотрудница, они относятся ко мне, как к опытному психологу, мудрой женщине. Кстати, как правило, именно женщинам проще работать с осужденными, ей больше доверяют, с ней проще выйти на контакт. Ну а, что касается качеств, то это обязательно отзывчивость, эмпатия и гуманность. Ведь для ребенка, который попал в колонию, психолог - это вторая мама.