Все люди разные. С кем-то легко можно найти общий язык, кто-то постоянно лезет в бутылку. Но есть люди, поведение которых не поддается никакому анализу. Их выходки не знают границ. Это самодуры. И горе тем подчиненным, кому попадется такой начальник. Он постоянно устанавливает свои собственные новые правила, потом еще и еще. И уже не знаешь, каким правилом он будет руководствоваться сегодня в работе. Это ужасно. Градус накала страстей в коллективе растет. В таких условиях работать невыносимо, особенно если труд требует точности и ответственности.
Конечно, мы живем в век, когда все проверяемо и все прозрачно. Точность, качество – те показатели, которые в наши дни легко поддаются измерению и анализу. «Точность» и «качество» применимо и к производству продукции, и к сфере услуг, и к административной и статистической деятельности. Как быть, когда нужно достичь требуемых показателей точности и качества, но сверху давлеет некий руководитель, который самостоятельно устанавливает критерии их оценивания и достижения. Так, качество – совокупность свойств продукции, позволяющих удовлетворить потребности потребителя в соответствии о своим назначением.
Но кто задает нам эти свойства? Если в сфере производства существуют ГОСТы, ОСТы и т.д., в сфере услуг качество диктуется рынком потребителей, то в сфере административной деятельности качество задается приказами руководства и устными инструкциями. Что делать, если руководитель руководствуется в этом вопросе только лишь ему самому ведомыми аргументами, или настроением, или желанием насолить и унизить сотрудников? Как с таким работать, спросите вы? Тут сразу вспоминаются фразы из резюме о быстрой обучаемости, стрессоустойчивости и гибкости. Но чисто по-человечески, каждый ли котов терпеть необоснованные оскорбления ради зарплаты? Тут каждый решает для себя сам.
Можно пробовать относиться к работе – как всего лишь к работе. Тогда и переживаний будет меньше. Если человек всё «пропускает через себя» - нервная система даст сбой. Зачастую за такую работу держатся из-за хорошей оплаты труда или просто по привычке. Современному поколению трудно выносить самодурство руководства, оно более мобильное в профессиональном плане – не задерживается долго на одном рабочем месте. Старшему поколению еще труднее – оно не привыкло работать с взбалмошными людьми. Раньше сложные вопросы решались по-человечески, да и не было такой абсолютной прозрачности.
Если начальник-самодур частник – ему еще труднее удержать персонал, разве что хорошей зарплатой. Сейчас преуспевают руководители гибкие, умеющие адаптироваться к требованиям рынка и выстраивающие линию поведения со своими подчиненными в понятном и приятном для длительной работы контексте. Так, если руководитель нужен результат (а результат=деньги, прибыль), он будет приветствовать любую форму работы – удаленка, комфортное рабочее место, да хоть в пижаме или на теннисном корте – лишь бы правильные идеи генерировались в головах сотрудников или реализовывались. Те, кто это пронимают, уже занимают ведущие позиции на рынке.
Ну а самодуры что? Они главные в своем маленьком мирке, а за его границами – обычные люди. Которые так же живут, болеют, ходят в те же магазины, поликлиники. Кстати, а не они ли потом превращаются в брюзгливых бабушек, которые ворчат в очередях?
Давайте задумаемся над своей жизнью! Нет ли в нас зачатков самодурства и себялюбия? Наверняка, они есть в каждом. Если бы мы старались бороться с желанием самоутвердиться за счет других, вокруг стало бы намного легче дышать.