Найти тему
BlackRoom: история людей

Неграмотность в Российской империи 2.0

Сегодняшняя статья будет ответом на статью автора «Осколки империи» под названием «Неграмотность в Российской Империи» (ссылку оставлю в конце).

Автор канала, как можно было догадаться, является страстным обожателем всякой имперщины. В его работе столько лжи и недосказанности, что нельзя было пройти мимо, хоть автор и пытался подать свой бред в «цивилизованной» форме, приводил цифры статистики и пр.

Вся проблема заключается в отсутствии законченной логики рассуждений и в постоянном сглаживании углов, что приводит к неверному пониманию вопроса, к заблуждению. А за одним заблуждением будет неминуемо следовать другое. Этого допустить мы не можем, поэтому обо всём подробнее.

В рассматриваемой статье часто встречаются данные статистики, всякие диаграммы, таблицы и т.д. Причём все цифры вроде как соответствую действительности. Но выводы…

1)В РИ к 1897г. грамотными были 27% населения, но в отдельно взятой Финляндии неграмотных старше 9 лет было к 1900 не более 1,2%. После этого у автора следует:

«Согласитесь, какой-то он всё-таки странный этот «русский оккупант». Вместо того, чтобы угнетать национальные окраины и высасывать из них все соки, как это делали в своих владениях цивилизованные англосаксы, он почему-то позволял им быть впереди метрополии по грамотности населения.»

По такой логике получается, что Финляндию не угнетали, а всю остальную империю – угнетали. Автор и знать не хотел о том, что финны имели невиданную автономию, столько прав и свобод, что даже законодательство после вступления в состав РИ осталось у них таким же. Поэтому Финляндия к России имела исключительно формальное отношение и практически все решения кроме внешнеполитических принимали сами финны. Действовали свои органы власти, своя программа образования и т.д.

2)Дальше автор пишет об огромной разнице между РИ и передовыми европейскими державами и о том, что это очень плохо. Дальше идут слова:

«В 1907 году в Государственную Думу был внесён законопроект «О введении всеобщего начального обучения в Российской Империи», которым предусматривалось обязательное получение детьми бесплатного начального 4-х летнего образования. Для того времени это был практически революционный прорыв в деле просвещения. Но, как часто бывает с хорошими замыслами, его долго замыливали на различных обсуждениях и согласованиях, и в конце концов, в 1912 году он был отклонён.»

Т.е. был внесён на рассмотрение законопроект, которому потом попросту отказали, а «прорывным» был, видимо, сам факт разработки такого документа. Подумали об образовании и устали имперские чиновники. Вот так достижение! Можно гордиться!

-2

3)«Страна покрывается сетью педагогических курсов, учительских институтов и учительских семинарий (не путать с духовными). Если в 1900 году их было 72, то в 1913 – 161, рост более, чем в 2 раза».

Перевожу: в самой большой стране в мире площадью почти 22млн. кв.км. за 13 лет было построено 89 учительских семинарий и институтов, или примерно 6,8 в год. Достижение ли это? Нет. Для сравнения в СССР с 1923 по 1932 число ВУЗов (не школ, не техникумов, не семинарий) выросло с 248 до 701. Выводы делайте сами.

В статье ещё полно спорных утверждений, но на разбор всего этого ушло бы слишком много времени.

И в конце хочется выразить главную мысль автора, которая читается с начала статьи до её конца – «всё было бы хорошо, мы просто немного не успели». Но это тоже ложь. Не успевали «вы» последние лет 150 до революции. Россия со своим огромным потенциалом была в «ваших» имперских руках лишь сырьевым придатком, безнадёжно отставшим от Запада в развитии. И ситуацию мог изменить только коренной перелом, и он случился в 1917г., но это уже другая история.

Ссылка на статью: https://dzen.ru/a/Y8fmrE9yiWDgmF42