Морозный январь месяц в этом году сподвиг меня реализовать давнюю задумку по изготовлению универсального мобильного пускового устройства для запуска автомобиля в холодное время, если аккумуляторная батарея в силу ряда причин (частично разряжена, потеряла емкость и т.д.) не справилась с этой задачей.
Изначально определились требования к этому устройству:
- мобильность, приемлемые габариты и вес;
- визуальная возможность контроля процесса «заряда- разряда»;
- возможность зарядки от сети переменного тока 220 вольт;
- зарядка от автоматического зарядного устройства для аккумуляторов напрямую через «крокодилы»;
- возможность зарядки от любого источника постоянного тока напряжением 5- 12 вольт;
- быстрая зарядка от свежего аккумулятора напрямую через «крокодилы»;
- и, на крайний случай , зарядка от встроенного электрогенератора с ручным приводом с помощью ручки- «шарманки»;
- выход 12в для подключения через адаптеры внешних потребителей (смартфонов, планшетов и т. п.).
В качестве корпуса был применен фанерный ящик из под инструмента (см. галерею):
В корпус встроен электрогенератор:
Батарея из шести ионисторов с планкой балансной защиты, повышающий регулируемый модуль питания, модуль светодиодного вольтметра, а также ручной электрогенератор на 1,5а (20 Вт) были приобретены еще пару лет назад на Али экспресс.
Электрическая схема устройства показана на рисунке:
Зарядка от сети 220 в. производится через импульсный выносной адаптер (из наличия) с выходом 5-12в. и минимальным током 1,5а. или от прикуривателя автомобиля. Напряжение 15 вольт для зарядки ионисторов формируется повышающим модулем, но так как его допустимый ток всего до 2 ампер в импульсе, а ионисторы могут «проглотить» больше десяти ампер (почти КЗ), то на выходе повышающего преобразователя установлен ограничитель тока в 500ма, собранный на TL431 и КТ817 по широко распространенной схеме. Все источники зарядного тока подключены через диоды КД202А в целях исключения их взаимного влияния (особенно электрогенератор).
Вольтметр снабжен выключателем для исключения его постоянного свечения.
Процесс сборки устройства отображен на фотографиях в галерее:
Скорость с «нуля» до полной зарядки пускового устройства, на практике оказалась следующей:
- от свежего аккумулятора – не пробовал, но думаю, что несколько десятков секунд.
- от автоматического зарядного устройства при токе 7 А составило 1мин. 30 сек.
- от ручного электрогенератора при токе 1,5А составило 18-20 мин. (с периодическим отдыхом мышц руки).
- от сети 220 в. или прикуривателя при токе 0,5 А – 1 час.
При полной зарядке эта ионисторная планка спокойно запускала двигатель при -23*С, когда аккумулятор вообще не проворачивал коленвал (в то время это устройство представляло из себя голую планку с ионисторами и прикрученными к ней «крокодилами» и заряжалось от автоматического зарядного устройства).