Многолетний сотрудник Эрмитажа Виктор Файбисович написал книжку про Александра Вальвиля, лицейского учителя фехтования.
Впрочем, он преподавал фехтование не только в Лицее, как выяснилось.
Сейчас я постараюсь объяснить, почему это важно. Книжка (издательство «Вита Нова») – красивая, иллюстрации замечательные, в качестве приложения - факсимильное издание трактата Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» (1817).
Не это важно. Вряд ли кто-то сейчас будет учиться фехтовать по учебнику двухсотлетней давности…
Занесло меня как-то в город Йену. Старый университетский город Германии. Иду по улицам. Все дома в городе - в мемориальных досках: «здесь жил профессор теологии...», здесь жил профессор физики...», «здесь жил университетский учитель фехтования...».
Понимаете? Там, в Европах стараются помнить, кто где жил. А у нас? До того, как вы сейчас прочли про Вальвиля, вы знали про то, кто учил Пушкина фехтовать? Не только Пушкина, как выяснил Файбисович.
Вальвиль впоследствии преподавал фехтование в гвардейской школе прапорщиков (значит, учил фехтовать и Лермонтова!). Потом учил драться на шпагах и саблях будущих военных инженеров в Инженерном училище (Михайловском замке) - значит, обучал сабельному мастерству еще и Достоевского.
Учитель фехтования Пушкина, Лермонтова и Достоевского. Если Пушкин и Лермонтов вполне себе представимы с саблей или шпагой, то лихо фехтующий Достоевский это, согласитесь, – «картина маслом».
Интересно, почему Вальвиль стал преподавателем в военных училищах. После Лицея по распоряжению Николая I Вальвиль стал главным фехтовальным учителем гвардии. К войне надо готовиться. К войне второй половины XIX века...
Конечно, фехтование абсолютно необходимо для боёв с солдатами, вооружёнными дальнобойными нарезными винтовками. Любопытно, что в Петербурге в это время было полно фехтовальных тренеров. Все, как один, они отмазывались от высокой чести учить фехтовать гвардию.
Почему? Судьба Вальвиля многое объясняет. Он разорился. Честь велика, поэтому государственного жалования не хватает. А всё снаряжение тренер закупает сам, на свои деньги – маски, броники (извините) шпаги, соответствующие костюмы... Разумеется, он предоставляет отчёт о потраченных средствах.
Финорганы минобороны выплачивают ему компенсацию. Да, вы правильно догадались: или не все, или не регулярно. Деньги Вальвилю приходилось выбивать с боем. Он замучался по финорганам пыль глотать. После его смерти дочкам по личному распоряжения Николая выплатили пенсион.
Вальвиль не оставил после себя никакого сколько-нибудь значимого капитала. Это всего один любопытный эпизод, а в книге кого и чего только нет: и декабрист Анненков с женой, Полиной Гебль, и конкурент Вальвиля, Огюстьен Гризье, и Дюма-отец, и муж любовницы Александра I Лев Нарышкин, и артистки французской труппы в Петербурге… Охват романный, изложение строго документальное. Весьма достойное исследование.
Файбисович В. М. Главный фехтовальный учитель Императорской гвардии Александр Вальвиль (с приложением трактата Александра Вальвиля «Рассуждение о искусстве владеть шпагой» (1817)). – Спб., 2023. – 208 с.