Март 2016, Индия, Раджастан, Пушкар.
Как-то раз, я бродил вокруг озера и забрел в храмовые переулки. Я попал в общежитие для садху и других бездомных бродяг, проводящих дни напролет под сводами древних строений в бесконечной Шива прасад коме, походил по нему и познакомился с одним монахом, который напомнил мне персонажа из детской сказки о «потерянном времени». С виду крепкий мужичок маленького роста, но внутри него, как будто был заточен ребенок. В отличии от любых других индусов и работников храмов, он не просил донейшн, не напирал с рассказами, не пытался развести на что-то, он просто работал. Убирался на алтаре, мыл полы в зале и пр. Мы заговорили, проговорили какое-то время, прощаясь, я бросил взгляд на предалтарное пепелище с бесконечно тлеющими углями, рядом с которым был воткнут большой трезубец и бросил, что было бы неплохо лично познакомиться с Шивой. Манах посмотрел на меня красными блестящими глазами, вытер пот саронгом и произнеся несколько мантр, добавил, что вечером завтрашнего дня будет пуджа. Приходи, познакомим.
Это был махашиваратри.
Впятером мы пришли после заката в храм. Перед началом пуджи, нас попросили занять определенные места в главном зале. Нам раздали инструменты. Мне достался дамару, кому-то колокольчики, кому-то бубен и пр. звенелки. Монахи повытаскивали разные там-тамы, пододвинули в центр большие бочки и сбросили тряпку, прикрывавшую громадный барабан, стоящий в углу. Это было забавно. Мой монах, оглядел всех собравшихся, похлопал меня по плечу и медленно закрыл двери храма. Подошел к алтарю, подбросил дровни в пепелище и подул несколько раз, пока из красных углей не родилось пламя, тут же поглотившее полено. Он повернулся к своим сослуживцам и кивнул головой. В этот же момент ударили барабаны. Каждый монах стал извлекать ритмичные звуки из всего, что было. Громадные метровые барабаны, гонг, большое колличество колоколов и колокольчиков, висящих по всем стенам и сводам зала, маленькие барабаны, трещетки, домары и пр… Монах подошел к нам с лицом, вырывавшим вопрос - а вы что? Начинайте! Мы переглянулись и начали, подключившись к всеобщему звону.
В процессе пуджи главный монах стоял у алтаря внимательно слушая какофонию (по другому и не опишешь), иногда подходил к кому-то из нас и просил передвинуться на несколько шагов в сторону. Иногда, менял инструменты. Подойдя ко мне, он внимательно послушал звук, который я выбивал из дамару, нахмурился, отнял его у меня, подвел к стене с большими колоколами и попросил звенеть ими, дергая за веревочки. Что я и сделал. Весь зал постепенно наполнялся громким гулом, громким шумом от всего, что только было можно, вдобавок отражаясь и усиливаясь от сводчатых стен.
Ритмичный звук постепенно переходил в какофонию, которая, усиленная геометрией храма превратилась в бесконечное эхо звука, который нарастал и заволакивал все восприятие. В какой-то момент я перестал воспринимать отдельные звуки, всё слилось. Я посмотрела на колокольчик, за который я дёргал, я видел его, но не мог отделить его звук от общего звука. Я остановился, затем опять дернул за веревочку, ничего. Стена звука была однородной, всё звенело. Мне стало смешно, как-то по детски. Я посмотрел на друзей и увидел в их глазах ту же радость. Такое ощущение, что ты мало что понимаешь, но сам факт этого вызывает удивительную радость. Чистую, первородную. Далее я посмотрел на монаха, который так же улыбался, но при этом жестами просил не отвлекаться и продолжать создавать звук.
Это продолжалось ещё какое-то время, после чего я как быд-то стал различать какие-то слышимые образы. Мне послышалось, что я слышу плач ребенка. Было странно, что такой звук смог просочиться через звуковой поток. Я сосредоточился на том звуке, да - это был детский плач, более того, я мог определить его в пространстве, я развернулся в сторону, откуда он шел и перед моими глазами возник плачущий на руках у какой-то женщины ребёнок. Я видел это отчетливо, я повернул голову в сторону и увидел, что всё ещё нахожусь в храме, затем повернулся на звук и снова видел ребёнка, через некоторое время разных вариантов изучить феномен, я понял, что ребёнка я видел не со стороны, а как буд-то переживал его состояние наблюдая этот феномен сразу со всех направлений. Это было удивительно, но как только я решил поподробнее изучить это, так сразу моё внимание захватил ещё один звук, который я так же чётко стал различать внутри шума - капли дождя, падавшие с неба, ударяющиеся о жестяную крышы и далее создающие ручей в водосточной трубе, из которой далее проливались на мостовую. Я слушал полное путешествие капли воды, звук всего ручья и всего этого феномена в целом. Ещё через мгновение, я услышал, как руки катают тесто, как песчинки муки соединяются с водой и как вся эта масса трётся о ладони женщины. Я не просто слышал звуки, я видел их! Я переживал состояние видение того что я слышу, причём это не было отдельно от предыдущего звука и переживания видения, каждый следующий звук просто добавлялся к моему пониманию, пополняя мою собственную звуковую библиотеку. Этот процесс занял какое-то время. Я переживал: звуки мотора, проезжающего автобуса, чих пассажира, шелест бумаги газеты, которую почтальон опускает в почтовый ящик, кто-то умывался, кто-то завязывал шнурки, громко кричал от боли, смеялся от шутки, я слышал как шевелятся волосы на голове какой-то женщины от порыва ветра, я слышал крик чайки и тд... Я слышал кучу мелких деталей, которые постепенно образовывали конгломерат звуков, через некоторое время я мог слышать весь город! Всех существ (не только людей, это касалось даже звука лапок сколопендры, ползущей по кафельной плитке). Я слышал всё вместе и по отдельности в одно и тоже время. Весь Пушкар был во мне, а я внутри этого переживания. Далее восприятие стало расширятся, захватывая в своё поле города, страны, громадные территории и пространства, будь то земля или воздух. Через какое-то время я слышал всю планету. Всё, что происходило на ней в эту самую секунду, я слышал и переживал в этот самый момент. Далее моё восприятие проникло внутрь планеты, обогатив меня восприятием внутренних звуков - движение магмы, тектонических плит, газа, подземных рек, организмов, одноклеточных, бактерий, каждое из них имеет свой ритм, выражающийся своим звуком. Когда я говорю звук, я говорю не только про слышимый нами аспект, я имею ввиду волновую природу, имеющие какие-то колебания. В тот момент я воспринимал их все.
Каждый раз, когда я начинал слышать что-то новое, что добавлялось к моему восприятию, моё сознание обнаруживало, что это ещё не всё, что я слышу и спешило в поисках следующего объекта-образа, что бы проверить есть ли "оно" в составе воспринимаемого мной "звука".
Ещё через мгновение я слышал планету, спутник луну, марс, Венеру... солнце, всю солнечную систему. Восприятие расширялось дальше, находя в услышанном звуки галактики и вселенной. Каждый звук по отдельности и одновременно.
Через какое-то время, сознание пришло к моменту, когда "всё" известное мне как объекты, то, чему можно было бы дать или подобрать известные мне слова закончилось и в этот момент ум как буд-то переключился в режим абстракции и стал проверять "несуществующие" звуки. То, что если и могло существовать, то никогда не могло стать мне известным исходя из своего, к примеру, мифологического существования. К примеру как звучит рык минотавра? Или как звучит удар молота Тора? Как звучит флейта Кришны и тд. Мне казалось этому нет ни кона ни края. Ум с бешеной скоростью перебирал всё, что знал и не знал, но имел идею...
Я услышал звуки, которые были наделены значением - Ад - звуки кипящей лавы, в которой горели стонущие людеи, ожившие картины Босха, все виды страдания, известные и не известные мне были услышаны. Далее я услышал то, что мой ум воспринял как Рай, со всеми ангельскими песнопениями, гимнами, арфами, звук лучистого света, всепроникающего и многое другое.
В како-то момент сознание завершило своё звуковое путешествие, поставив большую точку из сознания того, что я слышу всё. Абсолютно всё, что только может иметь звук (вибрацию, волну, начало...) и это было тождественно самому яркому свету, который обволакивал и пронизывал всего меня. Это продлилось ещё мгновение, после чего всё потухло. Как, если бы кто-то просто нажал на выключатель. Клик. Громкий хлопок. Как если бы кто-то ударил по перепонкам. И наступила звенящая тишина, которая как показалось, была ещё громче, чем всё то, что я недавно слышал.
Пустота, не как отсутствие всего, а как пространство, заполненное потенциалом из которого могло проявиться всё, что угодно.
В глазах постепенно проявлялся храм, в котором я стоял держа в руках веревочку от колокольчика. Всё, что я только что пережил, эхом растворялось в сводчатых стенах. Я повернул голову - мой монах смотрел на меня. Как только наши глаза встретились, он произнес "Ом намо Шивайя..." и далее продолжил начитывать длинную садхану посвящения... Остальные монахи стали дополнять его мантру своими голосами. Они подходили по одному к главному алтарю, опускали руки в кострище и далее наносили сами себе пальцами три пепельно-бледные полоски на лоб, после чего покидали храм.
Мы сделали тоже самое.
На улице уже была ночь и город покоился в тишине. Мы шли в безмолвии.
На следующий день, мы обменялись впечатлениями, все участники пуджи чувствовали одно и тоже, слышали и переживали теже состояния и видения, что и я.
P.S.
Мы не употребляли! Всё описанное - чистый опыт. Этот ритуал - практикуемая в некоторых шиваитских традициях передача знания пустоты через звук. Такую церемонию можно и сейчас встретить во многих храмах Индии (в Варанаси, на Маниакарника Гате такое проводят почти каждый день), но, побывав во многих местах, участвуя в подобных церемониях, я понял, что без оглушающего звука не обойтись. Должна быть достигнута определённая громкость, находясь в которой сознание начинает вести себя неординарно и начинается серия рассказанных выше переживаний.