Найти тему

Фильм “Мастер и Маргарита”: великое произведение глазами режиссера из XXI века

Осторожно, далее по тексту возможно столкновение со спойлерами!

Сходила на нашумевший фильм “Мастер и Маргарита”.

Первое, что хочется отметить после просмотра фильма - он значительно отличается от романа Булгакова. Я бы сказала, что фильм соединяет в себе сам роман, биографию Михаила Булгакова и историю написания романа.

Подробная экранизация “Мастера и Маргариты” задача чрезвычайной сложности, т.к. роман имеет три равноценные сюжетные линии, в определенный момент переплетающиеся между собой. А уж если добавить к такому сложному сюжету элементы биографии автора и немножечко истории романа, получится и вовсе необъятная задача. Во имя объятия необъятного авторы фильма принесли в жертву множество сцен оригинального романа, добавив при этом новые сцены и сюжетные повороты. И все же, на мой взгляд, основные конфликты романа были перенесены с бумаги на пленку. Это сделало фильм “Мастер и Маргарита” не кино адаптацией великого романа, а его творческим переосмыслением режиссером из XXI века.

Начинается фильм с полета Маргариты над Москвой и устроенного ей погрома в квартире критика Латунского. Эта сцена сразу наталкивает зрителя на мысль: “Точно также, как в романе, не будет”. Далее зрителя знакомят с главным героем фильма - Мастером. Он успешный драматург (отсылка к биографии писателя) и готовит к показу в театре свою пьесу “Пилат”. Впрочем скоро Мастер узнает, что его постановку отменяют по идеологическим причинам, а сам он проходит унизительную публичную порку на заседании общественной комиссии, где критик Латунский беспощадно разносит пьесу “Пилат”, как вредную и антисоветскую постановку. Мастер тяжело переживает крах своей карьеры и в этот момент знакомиться с Воландом - немцем, приехавшим изучить грандиозный советский эксперимент. Воланд вдохновляет Мастера на написание нового романа о прибытии в Москву Сатаны и его свиты.

Вскоре Мастер встречает Маргариту. Та спасает его, когда расстроенный Мастер едва не попадает под машину во время первомайского шествия. Мастер рассказывает Маргарите о своем новом романе, который, пока, состоит только из нескольких начальных глав. Роман предполагается назвать “Князь тьмы” или “Великий канцлер” (отсылка к истории написания романа). Маргарита становится музой Мастера и вдохновляет его писать дальше.

По ходу развития своего романа Мастер руками Воланда и его свиты сводит счеты со своими обидчиками. Например, Берлиоз, который в фильме был редактором пьесы “Пилат” и на общественном совете встал на сторону обвинителей Мастера, погиб под колесами трамвая, а поэт Иван Бездомный, критиковавший пьесу, оказывается в психбольнице. Здесь тоже можно усмотреть отсылку к биографии автора и истории его романа, ведь по версии исследователей творчества писателя многие герои романа, пострадавшие от проделок свиты Воланда, имеют реальные прототипы.

Постепенно границы между реальным миром и романом становятся размытыми для Мастера. Боясь преследований и репрессий он сжигает свою рукопись. После этого Мастер попадает в психиатрическую лечебницу. Там он дописывает свой роман, вводя в него себя и свою возлюбленную Маргариту.

Тем временем Маргарита начинает поиски пропавшего Мастера. Она находит его в психиатрической клинике, где ей отдают законченную рукопись романа.

Маргарита возвращается в свой дом и принимается читать. Она читает о себе, о Мастере и об их любви. В романе Маргарита превращается в ведьму, попадает на Бал к Воланду и, в качестве благодарности за исполненную роль королевы бала, просит Воланда вызволить Мастера из заточения.

Сцены из романа перемежаются кадрами из жизни реальной Маргариты, где она, убитая горем, читает роман, одновременно запивая вином горсти таблеток.

Роман Мастера имеет счастливый финал. Зрителю показывают идиллическую картинку: он и Маргарита снова вместе, живут в доме на морском побережье. В реальности же зритель видит разбросанные на полу листки рукописи и рядом на диване бездыханное тело Маргариты.

Финал фильма “Мастер и Маргарита” производит сильное впечатление. В противовес своему реальному прототипу этот финал совершенно безрадостный.

У Булгакова все главные герои в конце обрели свое счастье: Мастер и Маргарита воссоединились, Понтий Пилат отправился в путь по лунной дороге вместе с осужденным им Га-Ноцри, Воланд и его свита продолжили свое шествие по миру. Жители Москвы, столкнувшиеся с силами зла, получили жизненный урок и шанс прожить жизнь праведно.

В фильме же финал безусловно трагичный. Мастер в лечебнице, Маргарита отравилась. Их счастливый финал существует только в рукописи Мастера. Сцены с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри сокращены до минимума и внятного финала у них не получилось. А сцена, где герои прощаются с Москвой, полыхающей в огне, как будто не оставляет надежды на исправление собственных грехов для всех второстепенных героев картины.

Из книги в фильм были перенесены все основные проблемы, поднятые Булгаковым. Это и любовь, и жертва, и личный выбор, и религия, и борьба добра со злом. Какие-то проблемы раскрыты подробно, какие-то упомянуты лишь вскользь. На мой взгляд авторы фильма решили вынести на передний план проблему взаимоотношений человека и власти. Именно поэтому фильм изобилует сценами подавления творческой свободы отдельного человека системой: это и сцена заседания общественной комиссии по поводу пьесы “Пилат”, и арест Мастера, и его лечение в психиатрической лечебнице, и сцены осуждения и казни Га-Ноцри в древнем Ершалаиме. Наверное поэтому авторы фильма завершили его столь безрадостно: уничтожили в огне мир, в котором были возможны цензура, репрессии и предательство.