Найти тему
Vitaly Koissin

Как нашим лётчикам подверждали сбитие немецких самолётов

Завышение количества сбитых самолетов противника было характерно для всех армий. Особенно если бой случился над вражеской территорией. Даже «фотопулемёты» не всегда помогали, а они к тому же не сразу появились и не у всех были.

Если вражеский самолёт от пушечной очереди взорвался или начал разваливаться прямо на виду — это одно дело, 100% сбит.

Если же он пошёл на снижение, даже дымя или с горящим двигателем, — тут, как говорится, "бабушка надвое сказала".

Если сбил стрелок бомбардировщика, то отслеживать траекторию подбитого противника у него возможности почти нет. Бомбардировщик летит дальше заданным курсом, часто высоко и выше облаков. Надо следить за небом, отбиваться от других истребителей противника. Подбитый немец ушёл под облачность — и неизвестно что с ним дальше. И это в общем-то неважно, главное что атака отбита и свой самолёт цел.

Если немца сбил истребитель сопровождения, то он тоже не полетит отслеживать последний путь своего противника. Покидать охраняемые бомардировщики строго запрещено.

Даже если сбил истребитель в «свободной охоте» — тоже не всегда есть время добить врага. Бой продолжается, надо ловить в прицел других врагов, плюс думать о том как бы самого не сбили.

Даже Покрышкин чуть было так не погиб: "Пикируя, я свалился на ближайшего мессера и с очень близкой дистанции дал очередь. Вспыхнув, он рухнул вниз. Я проводил его взглядом, и это едва не стоило мне жизни. Еще один немец подобрался ко мне сзади. Резкие удары вражеских снарядов разворотили левую плоскость и бак... К моему МиГу бежали летчики. И Семенов бежал, в шелковом подшлемнике, возбужденный. "Тебя ведь зажгли!" — закричал он. Он прилетел раньше и сказал, что видел, как я, подбитый, камнем пошел к земле".

Но если дело было в тыловом районе ПВО и хватало времени разбираться в деталях, то искали свидетелей. Вот, например, боевой эпизод летчика-истребителя Льва Витольдовича Ушацкого (1916-1998). Тут аж 5 актов составили!

Думаю, его отец: Ушацкий Витольд Францевич, 1883–1950, инженер, член РСДРП с 1906 г.