Найти тему
Целлулоид

Kralovska bitva: "Турбаза "Волчья"

В советскую эпоху триллеров и фильмов ужасов как таковых не было. Во-первых, естественно, подобную дрянь могли снимать и смотреть только на падшем Западе, во-вторых, государство было атеистическим, а значит, всяческая мистика отметалась. Фантастический элемент, если таковой присутствовал, был обычно в историях о скором и несомненно светлом будущем, космической фантастике или детских фильмах вроде "Электроника". Все остальное маскировалось под экранизации литературной классики ("Вий", "Собака Баскервилей", "10 негритят"), просто экранизации ("Дикая охота короля Стаха", "Злой дух Ямбуя"), а "Последнее дело комиссара Берлаха" так и вовсе нуар с элементами экспрессионизма. Тем не менее, жанр смог демаскироваться только когда Союз уже агонизировал, и стало не до ужасов киношных - хватало и реальных.

Зовите меня "Папочка"
Зовите меня "Папочка"

А вот страны соцлагеря могли позволить себе некоторые вольности - такие, например, как детский (!) научно-фантастический триллер (!!). Ну, касаемо НФ-части - это уже само по себе спойлер, не буду раскрывать все тайны. Скажу лишь, что "Турбаза "Волчья" из дружественной Чехословакии это действительно отличный фильм, держащий в напряжении практически с первых кадров и до конца, а атмосфера зимы, изоляции и нарастающей паранойи чем-то напоминает "Нечто" и "Омерзительную восьмерку".

-2

Итак, подобно гостям Вилли Вонки, 11 разнополых подростков получили приглашения на горнолыжную базу - для совместных тренировок и некоего, как им сообщают позднее. эксперимента. Некоторые довольно ярко выделяются на общем фоне - Ян, родители которого ожесточенно делят сына после развода, и который зависим от каких-то таблеток, близняшки Линда и Ленка - одна тайно злится на другую за то, что они обе тяжело болели, но оглохла только одна и теперь ей приходится носить слуховой аппарат, довольно мерзкий парнишка из обеспеченной семьи (имя я не запомнил, назову просто Мажорчик), дерзкая цыганка Гита, протащившая с собой любимого песика Пишту, серьезный и задумчивый Петр, хранящий некую мрачную тайну, нервная Габа...

-3

Подростков встречают руководители - красотка, холодная блондинка Бабетта, похожий на дерганого школьного физрука Динго и седобородый Отец, как он сам велел себя называть (на вид это могучий старик, отец чешской демократии, но все же Европа, там на пенсии жизнь только начинается). Тропу завалило, но ничего - Мажорчик дает взятку оператору хлипкого подъемника, вся толпа грузится и едет наверх. Тут бы и сказочке конец, но хронометраж у фильма полтора часа, так что до верха все добираются удачно. Там тинейджерам делается пара важных объявлений. Во-первых, все происходящее - тренинг сродни модным нынче тимбилдингам. Во-вторых, один из ребят лишний, а лишний человек - это лишний едок, нехватка постелей и вообще всяческие неудобства, а значит нужно от него избавиться.

-4

Сама база выглядит мрачно и заброшенно, руководители особого доверия тоже не внушают - но фильм все же из социалистической страны, так что громил в масках тут не будет, как и негодяев в черных кожаных перчатках, но саспенса предостаточно.

Одна из девушек находит список, где участников одиннадцать - значит, ошибки нет, взрослые напирают на уход одного из ребят и вообще постоянно происходят вещи, вызванные разжечь конфликт - как тайно, так и явно. Разбрасываются продукты на кухне (а есть и так особо нечего, поставка задерживается), Габе Отец выделяет кровать в изоляторе и ведет с ней там задушевный разговор (сцена, кстати, крайне двусмысленная: "Ты меня боишься? Аааа, тебя папа бьет? Ну, иди поближе, я открою тебе тайну"), Динго похож на откровенного психа, а Бабетта мимикой вообще порой уходит в зловещую долину - скалится и всячески искривляет действительно прекрасное, если бы не все это, лицо. Да и толпа пубертатных подростков, запертая в замкнутом пространстве - это бомба замедленного действия.

Сцена с снеговиком-одна из самых пугающих в фильме
Сцена с снеговиком-одна из самых пугающих в фильме

Продекларированное в начале "Один за всех" постепенно превращается во "Все против всех", да еще и тренера зачем-то валяются в снегу по ночам. Кто такие Отец, Динго и Бабетта? Сумасшедшие, преступники, или это все действительно социальный эксперимент? Даже когда дается подробный ответ - сюжет просто переходит на следующую ступеньку жути, ведь план "тренеров" прост, ясен и страшен. Впрочем, выбор они предоставляют самим школьникам. Ведь разногласий хватает, и так легко указать пальцем на осточертевшего соседа по комнате, избалованного сынка, вон того парня с темным прошлым или даже собственную сестру - она-то здорова!
Все за одного, или все же все на одного?

Атмосферу подчеркивает минималистичная картинка утопающей в снегах базы и электронный нойз - достаточно оригинальное звуковое оформление, подчеркивающее нездоровую обстановку, нарастающую с каждым днем.

В общем, всем любителям триллеров, жанра "мальчишеских ужасов" (девчонки тут, правда, тоже есть, и очень симпатичные) и европейского кино - рекомендуется к просмотру, тем более у фильма отличная русскоязычная озвучка.

Живите дружно, соблюдайте ТБ в горах и смотрите хорошее кино!