В середине года нередкое явление, когда в класс приходит новый ученик. Для ребенка это большой стресс: новый коллектив ребят, учителей, другой подход к преподаванию. Как ему помочь? Какие шаги нужно предпринять классному руководителю, чтобы вливание в новый коллектив было легким и прочным?
Советами делится наставник-просветитель, замдиректора по воспитательной работе московской школы «Феникс» Юлия Захаркина.
1. Если у вас есть возможность подготовить ребят к этому событию, то обязательно сделайте это. Настройте своих учеников на встречу с новеньким, как на самое радостное событие! Ведь к вам в класс придет новый человек – это целый мир! У него свои прекрасные качества, новые идеи, он расскажет о традициях, которые ему дороги. Спланируйте то, как вы с ребятами примете нового ученика: может быть, вы встретите его аплодисментами и будете в течение дня по очереди с ним знакомиться, интересоваться, окружите вниманием.
2. Подготовьтесь к встрече и сами. Поговорите с родителями, уточните по возможности нюансы, если они есть. Это могут быть особенности здоровья, душевные травмы или какие-то особые ситуации, которых лучше избегать. Ребенок должен почувствовать себя комфортно в новом коллективе.
3. Поговорите с ребенком. Расскажите о себе, классе, школе. Создайте доброжелательную атмосферу. Ученик почувствует заботу и участие и доверится вам. Можно расспросить о прошлой школе, о трудностях и радостях.
4. Постарайтесь в первый же день организовать классное собрание, где будет возможность всем поближе познакомиться, рассказать о традициях и правилах класса. Узнайте у ребенка, какие традиции в его прошлом классе ему нравились больше всего.
5. Игры с классом могут помочь адаптироваться. Это могут быть легкие игры на знакомство и сплочение.
6. Учитывайте возраст ученика. В разном возрасте адаптация проходит по-разному.
7. Не оставляйте ребенка с проблемами наедине, не игнорируйте адаптацию ребенка. Умейте предвидеть сложные ситуации, чтобы их предотвратить. Будьте на связи с родителями ученика немного больше, чем с другими, чтобы вовремя понять, на что нужно обратить внимание.