Жюльет Бинош не нуждается в представлении. Выход на экраны новой картины с ее участием — это всегда событие для поклонников кино. В этот раз Жюльет Бинош талантливый повар на кухне знаменитого ресторатора в прекрасную эпоху 19-го века, историю любви которых рассказал французский режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг в мелодраме «Рецепт Любви».
1885 год. Знаменитый ресторатор Доден Буффан (Бенуа Мажимель) достаточно богат и может позволить себе создавать гастрономические шедевры не на кухне изысканного ресторана, а на кухне своего дома, расположенного в живописной сельской местности. Все его кулинарные идеи воплощает в жизнь талантливый повар Эжени (Жюльет Бинош).
На большой деревенской кухне полным ходом идет работа. В центре сюжета Доден и Эжени, которым в одновременном приготовлении сложных блюд помогают горничная Виолетта и ее племянница Полина. Полина несмотря на юный возраст проявляет кулинарный талант, распознавая многокомпонентный соус по вкусу. Эжени относится к ней как к дочери, проявляя внимание и заботу.
Свежесобранные овощи с собственной грядки режут, обжаривают, затем закладывают рыбу, пряные травы и вино для томления. Телятина от местного фермера запекается, а затем она томится на измельченных овощах. Параллельно идет приготовление многокомпонентного соуса, раку фильтруются до получения особого нектара, томятся устрицы и это еще не все, что происходит на кухне.
Тем временем, в гостиной мужская компания друзей Додена с нетерпением ожидает рождения оригинальных блюд Эжени. При этом гастрономические гурманы рассуждают о культуре приема пищи. «С одной стороны, вино — это интеллектуальная часть приема пищи, а мясо и овощи — его материальная составляющая. С другой стороны, самое худшее — это не испытывать голод и не различать вкус пищи», - говорит Доден своим друзьям за столом.
Затем авторы фильма отправляют нас туда, откуда, честно говоря, не хочется возвращаться. Блюда одно за другим подают на стол, и те эмоции, которые испытывают собравшиеся, передают нам всю палитру вкуса и чувства наслаждения от приема пищи. После приема каждого блюда собравшиеся рассказывают интересные истории о королях кулинарии, но все произносимые речи останавливаются, когда вносят индейки с трюфелями и котлетную часть телятины.
Наконец-то, пришло время потрясающего десерта, норвежского омлета. Доден поджигает его, а затем режет его на куски. Взбитый яичный белок является прекрасным защитным барьером для мороженного, находящегося внутри десерта. Вся экспрессия вкуса собрана в этом блюде — лед и пламя, теплые, нежные белки и холодное мороженное из сливок. Находясь в состоянии вкусовой эйфории, гости благодарят Эжени, называя ее художницей вкуса.
Наступает вечер, и их страсть к гастрономии перерастает в романтику общения. «Брак — это ужин, который начинается с десерта. Вспомните Адама и Еву. Все началось с того, что они что-то съели», - говорит Доден. На протяжении двадцати лет он предлагает Эжени стать его женой и получает отказ. Для большинства Доден является «Наполеоном кулинарного искусства», но по мнению Эжени он никогда не был его поэтом.
Может быть, именно этот факт был определяющим, когда она говорила ему «нет». Все-же Додену предоставиться шанс стать им. Причиной — не самое лучшее здоровье, которое Эжени унаследовала от своих предков. Периодические приступы плохого самочувствия сменяются обмороками — медицина 19-го века пока объяснить не может.
Мысль о том, что Эжени может не стать, толкает Додена на то, чего он раньше никогда не делал. Лично приготовить изысканный ужин для Эжени, который станет венцом их романтических отношений. О своем решении объединить свои судьбы с приходом осени, Доден объявит своим друзьям за праздничным столом на лужайке возле своего дома. Осенью все наслаждаются дарами природы перед наступлением зимы.
К сожалению, зима для Додена наступит очень рано. В одну из ночей Эжени не станет. Кажется, сердце Додена застыло навсегда. Никто не сможет заменить Эжени, но наступит весна и первым лучом солнца для него станет Полина, к которой Эжени всегда относилась как к дочери. Несмотря на свои убеждения, что настоящим поваром человек становится после 40 лет, он все же возьмется за обучение Полины кулинарному искусству на своей кухне, где по-прежнему царит дух Эжени.
Мне фильм понравился. Завораживающая игра Жюльет Бинош, прекрасная режиссура и операторская работа, аутентичные костюмы — все это только усиливает положительные эмоции после просмотра. Хочу сказать, что в настоящее время фильм о высоких отношениях, без чернухи и пошлости, да еще с таким набором кулинарных шедевров в кадре, созданных знаменитым шеф-поваром Пьером Ганьером — большая редкость. Всем рекомендую к просмотру!