«Седьмая симфония» — российский художественный телесериал режиссёра Александра Котта рассказывает о подготовке и исполнении симфонии № 7 Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Симфония № 7 была исполнена в Ленинградской филармонии Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга.
В телесериале снимались Алексей Гуськов — дирижёр Карл Ильич Элиасберг, Алексей Кравченко — старший лейтенант НКВД Анатолий Серёгин, Елизавета Боярская — флейта, Вера Преображенская, Наталья Рогожкина — фортепиано, Надежда Бронникова, жена Элиасберга, Лидия Вележева — гобой, парторг Екатерина Прудникова, Тимофей Трибунцев — Леонид Клейман, альт, Янина Студилина — певица Ленконцерта Лидия Клейман, жена Леонида Клеймана.
В Ленинграде так все судьбы пересекаются. Старший лейтенант НКВД Анатолий Серёгин потерял всю свою семью — жену, сына и дочь во время авиационного налёта. Он просился на фронт, чтобы мстить, но руководство его не отпустило.
Чета Элиасбергов жила вполне спокойно, пока в их судьбу не вмешалась злая сила в лице маленькой скрипачки Натальи Черниковой, влюбленной в знаменитого режиссёра и из-за ревности написавшей донос на его жену Надежду Дмитриевну Бронникову. Рассмотрением этого доноса занимался старший лейтенанта НКВД Анатолий Серёгин. Он арестовал жену режиссёра. Но в связи с подготовкой к исполнению Седьмой симфонии и отказом Элиасберга заниматься ею из-за ареста жены Надежду Бронникову освободили досрочно.
По этой причине Карл Элиасберго люто ненавидел Анатолия Серёгина. К тому времени состав оркестра значительно уменьшился. Найти музыкантов было опять-таки поручено старшему лейтенанту НКВД Анатолию Серёгину. Некоторые музыканты погибли на фронте, некоторые умерли от голода, многие пропали без вести. Некоторые пошли работать, чтобы не умереть с голоду. Флейтистку Веру Преображенскую Анатолий Серёгин нашел на лесоповале. Она там и жила после родов при бомбёжке и там же и похоронила грудного сына. Очищая стволы сосен от веток, изранила себе руки и повредила пальцы.
Вера ничего и слышать о музыке не хотела, потеряв мужа на фронте и ребёнка на лесоповале. Позже она сама вернулась в оркестр и даже взяла на воспитание десятилетнего Колю Васильева (Макар Мозжевилов), внука заведующего инструментальной мастерской, умершего от голода в собственной постели. Теперь и Вера и Анатолий Серёгин стали заботиться о Коле. Старший лейтенант раздобыл для него банку сгущёнки. Мальчик очень привязался к дяде Толе.
Вопрос о подготовке к исполнению Седьмой симфонии стоял на контроле у руководства города. Всё музыканты голодали и у них не было сил играть в оркестре. Было принято решение открыть для них столовую. Теперь их кормили супом, кашей и чёрным хлебом с чаем. Тем временем с голода умирали члены их семей. Так выжила из ума и умерла от голода жена Леонида Клеймана, певица Ленконцерта Лидия Клейман. Вместо шоколада ей мошенник в обмен на золотые серьги дал плитку клея и печенье, изготовленное из горчицы. Как же все они здорово жилы до войны и все вместе выступали на концертах в парках!
Вот как раз её, теперь выступавшую на концерте в составе фронтовой бригады музыкантов, вывез Анатолий Серёгин после авиационного налёта, во время которого погиб один из музыкантов, прикрыв своим телом Лидию. Несчастная женщина Лидия Клейман просто обезумела от горя, страха и ужаса от налёта.
Туда как раз Анатолий Серёгин и приехал за трубачом Андреем Елисеевым (Данил Стеклов), о котором узнал совершенно случайно по его именной трубе, конфискованной им на рынке. Потом Серёгин разыскал мать трубача, а уж она и сказала ему, где служит её сын. К тому времени Андрей он стал фронтовым разведчиком. Так что из зоны боевых действий в оркестр был доставлен трубач Андрей Елиссев, а Леониду Клейману была доставлена его жена Лидия.
В порядке личной инициативы старший лейтенант НКВД Анатолиий Серёгин привёл в коллектив к режиссёру талантливую скрипачку Наталью (Тусю) Черникову (Дарья Коныжева), которая за донос на его жену была отвергнута дирижёром Карлом Элиасбергом. Он также поступил и в этот раз и принял её обратно только лишь по просьбе своей жены Надежды Бронниковой. Та ей простила направление на 10 лет в места заключения без права переписки.
Смотришь этот фильм и порой плачешь от ужасов войны и блокады. От улиц на которых падают люди от бомбёжки и голода. Вчера человек ещё был, а сегодня его уже нет. Даже кошек в городе не осталось. Но Ленинград продолжает жить. И свидетельством тому является подготовка к премьере Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича, которая им была сочинена в Куйбышева и уже переправлена дирижёру Карлу Ильичу Элиасбергу, который всем музыкантам вручил их партии. Каждый день в Доме радио происходят репетиции. От взрыва снарядов порой разбиваются стёкла, с потолка падает штукатурка и летит пыль.
Поскольку задача по сбору музыкантов для оркестра Анатолием Серёгиным выполнена, он решил уйти на фронт. Вера Преображенская и Коля Васильев обещают его ждать. Перед тем, как уйти Серёгин попрощался с оркестром, а затем и с Элиасбергом. Дирижёр вышел с офицером во двор. Раздался взрыв. И они оба упали на землю и были контужены. Анатолий Серёгин защитил своим телом Карла Элиасберга. Дирижёр получил травму головы, а офицер умер.
Режиссер Карл Элиасберг себя чувствует очень плохо и принято решение о эвакуации его и супруги. Однако он не желает покинуть свой оркестр. Премьера Шестой симфонии должна состоятся в установленный срок 9 августа 1942 года и будет обеспечена её прямая трансляция. Надежда Бронникова постоянно находится в больнице, чтобы избавить мужа от душевного напряжения. Лечащий врач ей объясняет, что при такой травме ему вредно работать.
Тем не менее в день премьеры режиссёр Карл Ильич Элиасберг превозмог своё состояние и сам лично управлял оркестром. Музыкантам казалось, что среди зрителей сидят их любимые люди, которые сейчас были бы с ними, будь бы они живы. Сам дирижёр поздравил всех музыкантов с победой духа над вражьей силой. Музыка не убивает людей, она делает их не чужими, а близкими. Если бы люди не считали друг друга чужими, то и не каких бы войн не было бы в этом мире. Право на срочную эвакуацию он передарил Вере и Коле Васильеву.
Их он счёл самыми важными людьми в блокадном Ленинграде. Мать и дитя!
Любите кино? Интересно читать? Не забывайте ставить лайки. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, расскажите своим друзьям в соцсетях.