Нередки случаи, когда, наблюдая ребенка спустя год или полтора после кохлеарной имплантации (КИ), констатируешь, что старта в слухоречевом развитии те случилось. При этом ужасен тот факт, что с ребенком проводит занятия сурдопедагог два, три и даже пять раз в неделю! Родитель считает, что он делает максимум для ребенка, затрачивая временной и финансовый ресурс, терпеливо возит на занятия, ждет результат, а его нет. И не будет… Потому что с ребенком работает не тот специалист, который должен быть первоначальным звеном в индивидуальной реабилитационной цепи его.
К сожалению, у нас по умолчанию в стране так заведено, что если у ребенка нарушен слух, то его специалист это сурдопедагог. Иногда приставить к малышу сурдопедагога это все равно, что учить ходить ребенка, который еще не умеет садиться самостоятельно. И причиной тому не только ранний возраст. Это чаще является причиной и для того, чтобы занятия вовсе не начинать. Например, в наличии у ребенка сложная структура дефекта. Далеко не каждый специалист, который берет в работу ребенка с КИ знает что с ним делать, и потому выходит из ситуации так, что будет делать все подряд: авось к чему-то хорошему приведет. Было бы неплохо, чтобы не навредил. Некоторые педагоги отказываются от ребенка, потому что не знают чем с ним заниматься, рискуя, что на него родители затаят обиду. Но во втором случае педагог ведет себя честно и по отношению к себе, в первую очередь, и к этой семье. Как же понять специалисту, может ли он быть полезным в коррекционном попечении или лучше не брать на себя ответственность и не тратить драгоценное время, которого у всех мало в реабилитационном периоде…
Главным критерием к педагогу, которого я бы взяла на работу в свою команду, всегда было и есть умение определить оперативно у ребенка зоны актуального и ближайшего развития. И чем больше мой практический стаж, тем крепче убеждение, что именно это сложнее всего для педагога. Если такое чутье присутствует у начинающего специалиста, то стоит вкладываться в его обучение и развитие.
Однажды при приеме на работу после собеседования женщину, которая назвала себя дефектологом с 25-летним стажем, я допустила к ребенку, провести занятие. Ну, вот как встречается первый раз педагог с ребенком? Для меня это всегда сначала диагностика. А она, как и многие, принялась ребенка развивать, предлагая ему сортеры и доски Сегена, заставляя сложить по цвету и форме. Печаль, но так делают более половины специалистов, входящих в работу с новым ребенком.
Как ни странно, но в работе педагога тоже есть маркетинг. Иногда даже неосознанный для него самого. И, в первую очередь, надо покорить сердце даже не ребенка, а его родителя. И в этом быстрее всего приходят на помощь яркие небанальные игрушки, коих сейчас в изобилии на рынке. Очевидно, что даже самый лютый непоседа, бесцельно перебирая их, задержит на них внимание и произведет впечатление того, что состоялось продуктивное занятие. У практикующих специалистов много за практику собирается пособий, которых хватит, чтобы пустить пыль в глаза. Однако через некоторое время, иногда даже через очень продолжительное, станет явным, что работа не эффективна, если специалист не того профиля, даже если сурдо-, а затраченное время и деньги не принесли результата. Кстати,в этой связи всегда кажутся эффективными недельные интенсивы, на которых совсем несложно достичь эффекта ВАУ просто перебирая имеющиеся в загашнике пособия и материалы.их у каждого практика хватит на пару недель.Именно в этом успех маргетинговый у курсов реабилитации, а сложность методичной работы – у педагога по месту жительства. Не обижайтесь, если узнали себя. Я не уличить, а помочь пишу.
К великому счастью, не все педагоги ведут себя так. Сейчас я наблюдаю в разных регионах страны и коллегиальную работу. А это значит, что по умолчанию пришедший к ребенку с имплантом сурдопедагог понял, что не справится в одиночку и подключил коллег из смежных сфер. Или я после диагностической консультации отменила ребенку сурдопедагога и назначила, например, нейропсихолога, так как именно он является первичным специалистом у ребенка с дополнительными нарушениями, которые часто даже в диагноз не оформлены.
И вот, уважаемые коллеги, вам звонят родители и просят взять в работу ребенка с кохлеарным имплантом. Кстати, я советую родителям всегда, направляя к тому или иному специалисту, разговор начинать с педагогом не с того, что у ребенка – кохлеарный имплант. Задача попасть к специалисту на консультацию, по итогу которой станет ясно обеим сторонам, эффективно ли будет взаимодействие на длительной основе. А для того достаточно сказать по телефону, что у ребенка задержка речевого развития на фоне нарушенного слуха. Потому что информация о наличии высокотехнологичного гаджета – кохлеарного импланта - по сей день пугает специалиста, который ни разу не слышал о такой методике. А ребенку, быть может, и нужна-то всегостандартная логопедическая практика по запуску речи без какой-либо кохлеарной специфики.
Бывает и наоборот, что сурдопедагог охотно берет в работу ребенка просто, потому что у него уже ТАКИЕ были. Возможно, у специалиста уже есть неплохие отзывы или даже «сурдо-корона», а ребенок все же не его по запросу, потому что не сурдо- первичное звено в цепи реабилитации.Очень важно сразу определить этот факт после первой консультации, в каких мерах ребенок нуждается прежде всего. Давайте разберу пару примеров.
Малыш в возрасте 1,5 или 2 года, которому уже установлен кохлеарный имплант и он слышит несколько месяцевпришел к вам впервые. Что можно выяснить в ходе первичной консультации? Педагог обязательно должен ознакомиться с анамнезом ребенка, потому что уже там есть маркеры того, что будут ли дополнительные сложности в педагогической работе и специфика. Как правило, все сурдопедагоги прямо сразу начинают делать УДР. Смотрят, сформирована или нет условная двигательная реакция на звук, и начинают сразу ее формировать. Только почему-то они сами себе никогда не задают вопрос: зачем? Ведь если ребенок реагирует на собственное имя и присутствуют ориентировочные реакции слуховые на бытовые звуки, то зачем УДР??? Такая картина говорит о том, что у ребенка слух функционален спонтанно. Если же вышеописанные навыки, спустя несколько месяцев не сформированы спонтанно, то это говорит либо о неадекватности настройки, либо о дополнительных психо-эмоциональных и коммуникативных нарушениях у этого ребенка в раннем его возрасте. И тогда педагог, который провел исследование,должен сначала удостовериться в качестве настройки и послать на диагностику ребенка еще и к нейропсихологу. И ни в коем случае не к неврологу за кортексином. Также в ходе первичной консультации сурдопедагог должен выяснить характер игры ребенка, согласно канонам возраста. Специфичную игру сразу видно, которая тоже может красноречиво «сказать» о наличии особенностей. В ходе взаимодействия видно, есть ли особенности контакта и эмоций. Так вот если малыш чист в таком возрасте и уже на слух понимает, где мяу и ав-ав, а также обернется в сторону мамы, когда тетя спросит, где же она, то ему попросту не нужна специфическая слуховая работа. Не нужен и педагог на постоянной основе. Нужны периодические консультации на предмет того, все ли идет по намеченному плану. Так, к примеру, я планирую для каждого ребенка и график настроек, наблюдая его развитие.
Вот другой пример. Приходит на консультацию ребенок в возрасте 4-4,5 года. Слышит уже пару лет, а родитель не доволен результатом. Сурдопедагог должен помимо перечисленного в прошлом примере выяснить объем пассива, оценить качество актива, его качество и прийти к выводу о том, что у ребенка нарушение по типу ОНР (общее недоразвитие речи) определенного уровня, а работа должна интенсивно касаться всех сторон речи. Важно увидеть есть ли особенности поведения и не мешают ли они темпу. А также пристально оценить наличие или отсутствие вторичных аутичных черт, которые часто формируются от того, что у ребенка либо долгое время отсутствует коммуникация, либо сильно задерживается. Здесьсурдопедагог должен для себя решить, будет ли он работать как логопед с этим ребенком, справится ли в одиночку или надо подключить коллег. Сурдоработа тут этап прошлый.
Педагогу важно помимо глобальных целей под названием РЕЧЬ ставить промежуточные и сроки к нам. Делиться намеченным с родителем и вместе радоваться достижениям, либо так же вместе искать сторонней помощи, если что-то мешает. Вообще именно педагог, который постоянно сопровождает ребенка по месту жительства, должен формировать у родителей реальные ожидания. Потому что, если ребенок в возрасте 10 лет приходит ко мне на настройку, а мама говорит, что речи нет и при этом занятия с сурдопедагогом 3 раза в неделю длятся уже больше двух лет, то вывод можно сделать только тот, что работает непрофессионал с целью делать абы что, лишь бы делать.
Важно всегда честно сказать родителю либо о том, что речи не будет вообще, либо о степени ее ограниченности. Ведь явно понятно, что обладая словарем в 50 слов в 5 лет, ребенок даже с 8 лет в массе учиться не сможет. Важно именно сурдопедагогу предложить родителю альтернативную коммуникацию, если речь не «светит», поясняя, что жестовый язык не является конкурентом словесной речи. И не стоит родителям вселять дополнительную тревогу, если ребенок путает слова типа УТОЧКА и УДОЧКА. Ведь фонематический слух никогда не будет совершенным, а вышеупомянутые слова могут быть вообще не знакомы этому ребенку…