Найти тему

Могут ли нейросети убить образование? Заметки психолога.

Нейросети вошли в нашу жизнь недавно. Еще пять лет назад о них слышали что-то там краем уха и в основном они генерировали какие-то абстрактные коллажи из обрывков других изображений. А теперь с помощью нейросети многие блогеры Дзен делают иллюстрации для своих статей. Кое-где они уже заменили копирайтеров - они научились и текст генерировать весьма неплохо, лучше некоторых фрилансеров.

И некоторых людей возможности ИИ пугают. Кто-то говорит, что они способны повысить уровень безработицы. Кто-то боится, что ИИ обретет самосознание и захочет устроить бунт машин.

А кто-то считает, что нейросети дают огромный простор для так называемого академического мошенничества (списывания, если говорить по простому). Мол скорми нейросети задание и она готовое решение выдаст. Школьники и студенты совсем перестанут мозги напрягать и ничему не научатся.

Оно вроде бы и верно. Но попробуйте для начала сгенерировать в нейросети простенькую картинку! Коллеги-блогеры подтвердят, что с первого раза получается редко - чаще всего нейросеть генерирует какую-то хтоническую жуть вместо рук. Нужно так и этак менять запрос, уточнять его, перебирать. Часто, саму статью написать проще, нежели сгенерировать к ней иллюстрации.

Пример того, что нейросеть частенько генерирует вместо рук.
Пример того, что нейросеть частенько генерирует вместо рук.

Тексты, кстати, нейросеть генерирует качественнее. Но уже давно существует специальное ПО для выявления сгенерированного текста. И вручную это сделать тоже возможно.

Да и тексты после нейросети все равно нужно вычитывать и редактировать. И опять же, чтоб результат вписался в требования учителя, запрос для генерации менять придется несколько раз. Вычитывать, редактировать вручную и так далее. Так же напрягать мозги.

Вот с математикой есть нюанс. Наука точная (по крайней мере, на уровне школьной программы). Поэтому, всю школьную математику нейросеть щелкает как орешки.

Да только поздно проснулись - такое ПО еще до пресловутого ChatGPT существовало. Уж в виде приложений на андроид точно. И системные требования у него никакие - уравнение решить это вам не трехмерную анимацию генерировать, много вычислительных мощностей на такое не требуется. Текстовые задачи, правда, такое ПО решать не умело, но на троечку обычно примеров с уравнениями хватало, которые ПО и нарешивало.

Ради этой оценки обычно и списывают.
Ради этой оценки обычно и списывают.

А думаете, до нейросетей никто ниоткуда не списывал? Сайты с ГДЗ появились примерно тогда же, когда интернет в России провели практически в каждый дом. То есть давно - у нас интернет самый дешевый в мире.

До сайтов были книжечки с этими самыми ГДЗ. Официально издатель рекомендовал их для родителей и учителей. На практике... Сами все понимаете. Печатали их на мягкой бумаге, стоили недорого, часто перепродавались б/у совсем за копейки. Ко всем учебникам в школах данного населенного пункта продавались решебники.

В те годы покупать учебники вынуждены были сами родители и нередко в книжных магазинах и на школьных ярмарках при покупке учебника к нему сразу предлагали решебник. За очень скромную цену.

И до этих книжечек списывали, пусть и как-то по другому. У отличницы Люси. Или списывали критическую статью из какого-нибудь справочника, выдавая ее за сочинение по литературе.

Да только хороших педагогов никогда не пугали нейросети и решебники. Во-первых, они строили работу с детьми так, что у тех не было ни желания ни причин списывать - списывают обычно от неспособности сделать самостоятельно. У хороших педагогов не списывают.

Во-вторых, в тех же ВУЗах, чтоб вывести списывающего на чистую воду, ему задают дополнительные вопросы. Потому что искать шпаргалку по карманам или в рукаве у взрослого человека банально неприлично. Но тот, кто не владеет темой, на правильно заданных дополнительных вопросах все равно поплывет. А если темой владеет и шпаргалки захватил для успокоения нервов... Ну на это можно и рукой махнуть - предмет то он выучил и знает.

Просто нейросети станут лакмусовой бумажкой. Они выведут на чистую воду тех педагогов, кто не способен стать таким учителем, на чьих плечах стоят ученики. Выведут на чистую воду тех, чей предел - вытряхивать шпаргалки из рукавов.

Они предъявят к педагогу совсем другие требования к профессионализму и личностным качествам. И боятся их в первую очередь те, кто не смогут пройти проверку нейросетью.

Запись на консультации психолога (работа в онлайн-формате)

Электронная почта - g19478227@gmail.com

WhatsApp, Telegram, Discord - 8-905-078-06-48

Вконтакте - @id760655281