Допустим, директор (Пал Палыч) купил от фирмы стройматериалы стоимостью 1 500 000 руб. для ремонта собственной квартиры. Получив первичку, главбух обнаружила среди материалов кафельную плитку, 6 дверей, сантехнику.
Офис компании находится в бизнес-центре, состоит из 2-х помещений, санузел общий на этаже. Пристроить 6 дверей и плитку не представляется возможным.
Но Пал Палыч требует придумать что-нибудь и списать это «добро» в уменьшение налога на прибыль. А еще НДС принять к вычету. Хочет налоги оптимизировать. Накладная есть, счет-фактура тоже. Все оформлено как надо.
Перед главбухом встает вопрос. Как выйти из ситуации? Ведь он отвечает за достоверность бухгалтерской отчетности, правильным отражением операций, исчислением налогов. Закон о бухгалтерском учете от 06.12.2011 №402-ФЗ, среди прочего, запрещает принимать к учету документы по притворным сделкам, регистрировать мнимые несуществующие объекты бухучета.
Обезопасить себя можно, взяв письменное указание с директора на проведение такой операции. Отвечать за возможные последствия он будет единолично.
В соответствии ч. 8 ст. 7 Закона № 402-ФЗ, личным распоряжением руководитель возлагает на себя всю ответственность за достоверность: финансового результата, отражения финансового положения компании, движения денег.
Что могу посоветовать, исходя из личного опыта?
Во-первых, обязательно проинформируйте «Палыча» о последствиях (возможно не догадывается). На цифрах. В данном случае риски: НДС 250 000 руб., налог на прибыль 250 000 руб., пени и штраф (40% от суммы неуплаты за умышленное деяние). А также НДФЛ – минимум 195 000 руб. и страховые взносы (если 1 500 000 руб. налоговая признает доходом директора). Результаты могут превзойти первоначальную экономию в разы.
Во-вторых, если директор решил исправить ситуацию, предложите варианты. Допустим, возврат средств на счет компании или удержание из зарплаты. Можно оформить заем или провести зачет при выплате дивидендов.
В-третьих, требуйте распоряжения именно в письменном виде. Храните их у себя. Адекватный руководитель понимает свои риски при принятии решений. И, конечно, не будет подставлять бухгалтера.
В-четвертых, если шеф отказывается писать, мол, устного распоряжения достаточно. Пишите вы. Служебную записку с обоснованием позиции и рисками. Отдавайте под роспись или зарегистрируйте у секретаря. Возможно, это приведет шефа в чувства. Записка не снимет с вас ответственность, но будет смягчающим обстоятельством. И, «увы и ах», стоит задуматься о смене работы. С таким «товарищем» не по пути, можно нажить огромных проблем (штрафы, дисквалификацию и даже уголовную ответственность). Спокойствие дороже!
Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации!
Ваше мнение ВАЖНО и имеет значение, пожалуйста, оставьте его в комментариях.