Найти в Дзене
Загадочный Север

Северорусские промысловые избы

Курная избушка в лесу для дровосеков. 1912. Фото: С. М. Прокудин-Горский
Курная избушка в лесу для дровосеков. 1912. Фото: С. М. Прокудин-Горский

Большинство крестьян Русского Севера занимались морскими и лесными промыслами. Эта была вынужденная мера, так как скудная северная земля не могла полностью обеспечить северян всем необходимым. Во многих случаях занятие рыбным или охотничьим промыслами требовало проживания промысловиков вдали от дома в течение длительного времени. Для таких случаев на морском берегу, у лесных ручьев, речек и озер ставили небольшие домики, которые именовались: промысловая изба, охотничья изба, лесной домик, а комплекс жилых и хозяйственных строений - промысловый или охотничий стан. Не сразу возникали такие избы. Охотнику или рыбаку требовалось разузнать место на предмет удачной охоты и лова, проверить что это является не разовый случай и только потом принималось решение ставить избу. На первое время обычно ставили шалаши. Лесные шалаши назывались кушня, ими пользовались охотники, рыбаки и лесорубы. Поморы же на временных стоянках жили в вежах. Вежа это полуземлянка покрытая досками и парусиной. Название происходит от саамского национального жилища. Зачастую для её строительства поморы использовали старые лодки. Судно опрокидывали вверх дном и под ним жили в течение промысла. В такой веже можно было только сидеть или лежать, а обогревались промышленники небольшим очагом сложенным из камней.

Наиболее архаическим видом строения являются лесные избы. В большинстве случаев их использовали в течение небольшого периода, не более 2-3 недель, а избы которые стояли на охотничьих тропах (путик) были рассчитаны только для ночевки охотников проверяющих установленные ими ранее капканы и ловушки. Такие лесные избы на охотничьих тропах по размеру были небольшими, низкими, а их площадь составляла около 2 м². Изба была с земляным полом и небольшим очагом (топили по-чёрному, т.е. без трубы) выложенным из дикого камня, реже из привезенного кирпича. Для выхода дыма имелось маленькое вытяжное окно, которое после топки печи закрывали ветошью или мхом. У стен ставили нары для ночного отдыха. Несмотря на небольшие размеры, в избушке могла уместиться артель охотников из 10-12 человек, но в таком случае спать приходилось на полу, на привезенном из дома сене. Как отмечали исследователи 19-20 веков, во многих случаях в таких домиках присутствовала антисанитария: грязь, сажа и вредные насекомые, что являлось следствием временного проживания людей, которые все силы прилагали только для промысла, зарабатывания пропитания для семьи, и мало заботились о создании чистоты и комфорта.

Лабаз промыслово-охотничьего стана на Лешозере. Карелия/ Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. 1983
Лабаз промыслово-охотничьего стана на Лешозере. Карелия/ Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. 1983

Для длительного пребывания охотники и рыбаки обустраивали промыслово-охотничьи станы. Как и на путиках, в станах избы тоже были однокамерными, невысокими и малых размеров, только в редких случаях ставили избу с сенями. Кроме домика для проживания в станах был небольшой амбарчик - лабаз. В лабазах хранили продукты, снасти, шкуры и добычу. Для сохранности от диких зверей, медведя или росомахи, лабаз ставили на столбиках, а вместо дверцы порой делали лаз в полу. Этот лаз прикрывала доска, которая просто отодвигалась в сторону, но для диких зверей она являлась непреодолимой преградой. Третьим сооружением в стане была лава. Это особый стол со скамейками сделанный из бревен. "По существу, это клетка, сложенная из бревен, поверх которой положено еще одно бревно, только расколотое
и разваленное на две половины. Два бревна, лежащие на бревнах-подкладках, служат скамейками, а две плахи, укрепленные на подкладках, уложенных
на этих скамейках, образуют стол" (Ополовников А.В.). Лавы ставили перед "фасадом" в паре метров от избы в стороне от входа. Размер сооружения зависел от численности промысловой артели. Для 2-3 человек достаточно было 1,5 м, а у больших артелей лавы достигали в длину до 5 м. Со временем, когда охотничий промысел почти исчез, а лесные места, благодаря технике, стали более доступными, промыслово-охотничьи станы потеряли свою актуальность. Исчезли за ненадобностью лабазы, а лесные домики стали использовать на небольшое время. Теперь в них появились пол, потолок, застекленные окна, а вместо очага - железные печки. Зачастую избы имеют тамбуры и навесы под которыми ставят стол и лавки. Как и в прежние времена лесные избы закреплены за определенными людьми, которые их построили, а местное население знает их хозяев.

Поморский стан на Мурманском берегу// Рисунки к исследованию рыбных и звериных промыслов на Белом и Ледовитом морях [Изоматериал] : [комплект репродукций]. - Санкт-Петербург : Изд. М-вом гос. имуществ : [Лит. Р. Гундризера], 1863
Поморский стан на Мурманском берегу// Рисунки к исследованию рыбных и звериных промыслов на Белом и Ледовитом морях [Изоматериал] : [комплект репродукций]. - Санкт-Петербург : Изд. М-вом гос. имуществ : [Лит. Р. Гундризера], 1863

Более совершенным сооружением, по сравнению с лесными избами, являлись поморские промысловые избы. В отличие от лесного промысла, поморы уходили на промысел на несколько месяцев. Так например, сезон семужьего промысла длился 4 месяца. Не удивительно, что поморы стремились создать больше удобств для своего труда. Промысловая изба по своему строению копировала обычное крестьянское жилище, но в уменьшенном виде. Размеры изб составляли - от 8 до 15м², в высоту на 8 - 9 венцов, что соответствовало около1,5-2 м. Число промышленников рыбной артели семужьего промысла могло достигать до 20 человек на 1 избу. Как и в лесных домиках, вдоль всех трех стен, кроме стены со входной дверью, устанавливались полати (нары, полки) в 2-3 этажа. Существовал и другой вариант, когда полати были одноярусными, но широкими, там могло расположиться сразу до 5 человек. Часто пол в таких избах был земляной, а отапливалось помещение по черному - печь или очаг не имели трубы. В некоторых местах, например на Онежском, Поморском и Летнем берегах Белого моря, во время промысла требовалось, для отправки свежего улова, использование лошадей. Для этой цели рядом с промысловой избой возводили конюшню. Как правило это была пристройка к самой избе. Стены конюшни строили из вертикально поставленных бревен или просто из стволов елей с обрубленными сучьями. Крыша конюшни - накат из бреве, закрепленных на стене избы. В начале ХХ века конюшни стали строить в виде сруба из 8-9 венцов.

Поморский промысловый стан мог состоять из избы, при необходимости с конюшней, амбара для хранения улова, провизии и снаряжения. Рядом с промысловой избой обустраивали сушилки для сетей — вешала типа козел, а также ворота для вытягивания огромных неводов. Порой возводили будки для наблюдения за появлением рыбы. Промысловые станы на островах Белого и Баренцева морей имели поклонные кресты, которые служили маяками для определения места становища, а также сообщали о хозяевах данных строений. В более комфортных условиях поморы жили в промысловых становищах. Там промысловые избы мало чем отличались от обычного крестьянского дома. Жилище имело сени, пол и печку, которую топили по черному. Такие избы называли курными. В промысловых становищах сезонно жили промышленники из разный мест Архангельской губернии. Некоторые такие становища превращались в села (села Териберка или ныне заброшенный поселок Порчниха), а некоторые становища, например Гаврилово и Шельпино, в конце XIX - начале ХХ века стали местом для основания колоний из русских и финских переселенцев. В советский период поморские промысловые становища и станы активно использовали военные: моряки и пограничники (Мурманский берег, Новая Земля). В наше время можно еще встретить то что осталось от заброшенных поморских сезонных поселений. Ученные исследуют дошедшие до нас следы и останки лесных и морских промысловых строений прошлых столетий и открывают многие малоизвестные факты из жизни, быта и промыслов наших предком.

Становище Териберка. 1912г.
Становище Териберка. 1912г.

Источники:

Бернштам Т.А. Народная культура Поморья. - М.: ОГИ, 2009

Никонов С. А. Промысловые становища монастырей Поморья на Мурманском берегу в XVI-XVII вв. : проблемы локализации // Живущие на Севере : альманах / Мурм. гос. гуманитар. ун-т. – Мурманск, 2012. – Вып. 2. – С. 58-64.

Ополовников А. В. Русское деревянное зодчество. Т1. Гражданское зодчество. - М.: Искусство, 1983

Соловьев А.П. Очерк охоты в окрестностях Архангельска. 1882