Найти тему

Под сводами сельского храма плетут маскировочные сети для СВО

Сплетены с молитвой

Больше 200 маскировочных сетей для участников спецоперации сплетены руками сельчан в стенах Степновского Храма.

Степновский храм
Степновский храм

Сейчас все стараются внести свой посильный вклад в общую победу и помочь нашим ребятам там - на СВО. Собирают гуманитарные грузы, делают окопные свечи, закупают спецсредства. Многие плетут сети, но, чтобы это делали в церкви, я слышала впервые. И решила лично пообщаться с людьми, которые своими руками создают средства маскировки.

От города Назарово до поселка Степной около 50 км. Кто был в Степном, знает – церковь там новая, высокая и очень красивая. Храм Святого Луки не раздается в стороны, а стремиться вверх – словно крестом должен коснуться неба.

-2

Я зашла внутрь и растерялась... столько дверей, лестницы, куда идти? Впереди вход в центральную часть основного храма, но вижу, что сети там точно не плетут. Спускаюсь вниз, в предел Святой Елизаветы.

Двери держат закрытыми, чтобы тепло не выходило – люди оставляют верхнюю одежду у лестницы, некоторые даже переобуваются. Внутри приглушенный шум, все заняты делом. В центре стоят станы, в правой части стол для мелкой работы, станки для нарезки ткани и сам материал, в левой - стопкой сложены готовые сети.

-3

Охватываю взглядом тружениц – мне нужна Валентина Шуваева, но она еще не пришла. А труженицы, удостоив меня коротким взглядом, возвращаются к делу. Сейчас у них нет свободного времени, ведь с самого фронта пришел заказ на 308 квадратных метров маскировки – примерно 50 сетей!

-4

Меня приглашают к столу, где идет работа по нарезке лоскутков. Светлана Фоменко зачитала, а потом передала для публикации свое письмо-обращение. В нем постаралась перечислить всех, кто помогает работе этой стихийной мастерской волонтеров.

Светлана Фоменко
Светлана Фоменко
«…. Спасибо неравнодушным людям поселка Степной, которые переводят деньги на покупку материалов, а также для других нужд. В первую очередь большое спасибо предпринимателям Богдановой И. и ее мужу. Миша с магазина «Лидер». Они помогают каждую отправку на СВО вещами, которые нужны нашим солдатам. Семье Шпак отделения № 3, предпринимателям. Они помогли с материалом для сетей. Татьяне Климентьевой, она шьет одежду для солдат. Александру Третьякову за помощь пиломатериалами. Булыгину В. П. и его сыну Александру спасибо за то, что смонтировали стан для плетения сетей. Большое спасибо за станки, которые сделал Гребенщиков Алексей и помогает в ремонте этих станков. Алексею Туманину большое спасибо за материальную помощь в приобретения материала. Большое спасибо батюшке храма Святого Луки, за то, что он позволил в нем плести сети и собирать посылки на СВО, в которые мы вкладываем молитвы.
Просьба к неравнодушным людям прийти к нам в помощь. С Божьей помощью все вместе мы справимся с этой работой…»

Надо сказать, что не все, кто занимается плетением сетей, имеют родственников на передовой. Но началось все именно с женщин, чьи дети на СВО. А точнее, с Валентины Шуваевой, ее сын участвует в спецоперации. Женщина плетет сети в вечернее время, «во вторую смену», но зашла ненадолго в храм во время обеденного перерыва (работает она в аптеке), чтобы рассказать, с чего все началось.

«Наши родственники в Кедровом начали плести сети, - рассказывает Валентина. - Мне сын позвонил и спросил – можно ли у них как-то сети взять. Я поинтересовалась, и муж родственницы говорит: «Давайте у вас здесь откроем пункт плетения сетей». Я сначала не поверила в эту идею – да ну, кто будет ходить. Мы не верили, но люди начали ходить. Мы стали искать помещение, а были выходные, и мы не могли дозвониться до учреждений. Приехали к батюшке, и он сразу выделил нам помещение. За два дня мы все организовали. Спасибо Георгию Жмурову – он и его команда волонтеров из Кедрового, они наши ангелы-хранители».

На клич по сбору средств население ответило охотно, и скоро были собраны деньги на покупку материалов. Обучать мастерству плетения приехали родители Георгия Жмурова, которые так же, как и он добровольцы-волонтеры, создают сети и учат желающих. По воспоминаниям Валентины, обучиться плетению в первый день пришло очень много людей. Потом количество добровольных помощников постоянно менялось, были и дни, когда почти некому было прийти. Но сейчас устоявшаяся команда – днем работают 11 тружениц, вечером еще 5. Часто приходят люди, которые не могут заниматься плетением регулярно, но забегают, как появляется возможность. Много помощниц серебряного возраста, летом присоединяются школьники, например пятиклассница Вика Михайлова, которая ходила на плетение все каникулы. И сейчас тут бегают ребятишки, слишком маленькие, чтобы быть полноценными помощниками, но все равно стараются.

«Мы делаем для военных, чтобы наших не убили», - серьезно рассказывает маленькая Алина.

-6

Всего в храме 2 больших стана, 6 маленьких и 3 станка для нарезки ткани. Атмосфера как в какой-то старинной мастерской – все работают, не отвлекаясь, при этом всегда стоит фоновый шум, кто-то тихо смеется, кто-то сетует. На колоннах совсем новые фрески – лики ангелов и святых. Замечаю встроенную купель, этот приход был предназначен для крещения.

«Слава Богу, нам хватает того помещения, чтобы проводить службы,- говорит иерей Николай Марусяк, настоятель храма. – Люди делают нужное дело и, слава Богу, что здесь тепло, светло, есть все условия для работы. Хорошо, что не освящен еще этот придел, потому что можно работать, иначе было бы много ограничений».

Батюшка скромничает, а ведь его супруга, мама пятерых детей, тоже по возможности помогает плести сети. Самому маленькому ребенку всего 2 года, и батюшке приходится оставаться дома, «дежурить».

Отец Николай и Ирина Николаевна ( батюшка едва уговорил скромную женщину сфотографироваться)
Отец Николай и Ирина Николаевна ( батюшка едва уговорил скромную женщину сфотографироваться)

Часть волонтеров, приходивших только плести сети, теперь ходят и на церковные службы. Спрашиваю – а не плохо ли, что люди в храме, пусть и не освященном, шумят и смеются.

«А что смех? Если работа в радость, почему это плохо? Если бы пришли какие люди, которые курили и матерились, это одно. А наши женщины – очень хорошие», - заверяет настоятель.

-8

Хорошие и скромные. Ирину Николаевну, которая постоянно приносит много материала и вещей, и сама занимается плетением – насилу удалось сфотографировать. Батюшка «поймал» и благословил на фотографию. Она не понаслышке знает, что значит быть матерью военного, «мама-воин», как называет таких женщин батюшка.

Я не буду останавливаться на историях женщин, чьи сыны стали солдатами в мирное время.

«У меня сын там. С ноября прошлого года – доброволец. Я пришла сюда в июле, как только узнала о том, что здесь занимаются плетением сетей. Теперь я не могу без этого. У нас у многих чувство долга, сострадание к детям. Необходимость – мы понимаем, что это спасает чьи-то жизни», - рассказывает одна из женщин. Ее подруга стоит рядом, не хочет говорить, но ее сын погиб, давно, до спецоперации. Их мальчики были друзьями с детского сада, вместе стали военными. Сейчас она помогает сыну подруги как родному мальчику. Шепотом женщины говорят мне, что у одной из тружениц сын погиб на СВО.

«У нас только одно слово для интервью – «помочь», - отвечают хором остальные плетущие. Не у всех есть родственники на СВО. Но для них сейчас все сибиряки стали родными, все солдаты – любимыми детьми.

Волонтеры с готовностью обучат любого, кто захочет присоединиться к их команде. Джишка, змейка, гирлянда, леший, фонарики невесты – это все способы плетения, которыми степновцы овладели сами и учат других. Леший – самый простой по плетению способ– индивидуальная маскировочная накидка на бойца. С нее начинают обучение, а вот «Джишка» - плетение узором «G» - одна из сложных. Но освоить можно все. Если нет конкретных просьб от бойцов –мастера сами выбирают, что плести, но бывают и конкретные заказы. Тогда волонтерам из Степного сообщают, сколько нужно «леших» - в штуках, а остальные сети считают в метрах.

-9

На заказы вносит свои коррективы и время года. Летом нужен зеленый камуфляж, в распутицу вставляют вкрапления коричневого, зимой белого. Выпал снег- волонтеры бросили клич «необходимы старые тюли» - материал отлично подходит для плетения зимних сетей. И люди принесли. В Преображенском сельсовете женщина отдала для важного дела свое свадебное платье.

Кстати, поселок Преображенский, а на ряду с ним и еще три населенных пункта района – Сахапта, Глядень и Павловка, последовали примеру жителей Степного и открыли свои пункты по плетению сетей. Это целая система тружеников тыла - они активно общаются между собой, у них свои страницы и чаты в социальных сетях, перенимают опыт друг друга и всегда находятся на связи с казаками станицы «Назаровская» и организациями , через которые можно передать ценный груз участникам спецоперации.

Для степновцев – это зов сердца. «Мы понимаем, что ЭТО спасает чьи-то жизни», повторяют волонтеры. Они приглашают всех желающих присоединиться к плетению сетей, и обещают всему научить. Это не сложно – пятиклассница Вика освоила все техники плетения.

Послесловие:

Когда эта статья готовилась в печать, поступил срочный заказ от бойцов на 50 сетей, но вместе с другими поселениями Назаровского района получилось перевыполнить спецзаказ! Из Сахапты привезли 18 сетей, еще 8 из поселка Преображенского и 34 сети – сделали в Степном. Целых 60 сетей за ограниченное время!

Марианна ПАВЛОВА
фото автора