Найти тему

5 развивающих литературных игр для детей

Оглавление

Свободное время хорошо бы проводить не только весело, но и с пользой! В литературные игры можно играть в большой компании, вдвоём с мамой и даже одному! Они развивают воображение и творческие способности, тренируют память и логическое мышление, обогащают язык, воспитывают хороший вкус.
Предлагаем вам небольшую подборку игр для детей разного возраста.

Всё сначала

Это игра для небольшой компании. Цель — придумать короткую забавную историю. Взрослый-ведущий начинает, например: «Хорошо, когда твоя мама — крокодилица». Следующий игрок должен повторить предыдущую фразу и добавить свою: «Хорошо, когда твоя мама — крокодилица. В бытовом плане, конечно, не очень: крокодилица немного неуклюжая». Следующий игрок повторяет всё сначала и продолжает историю: «Хорошо, когда твоя мама — крокодилица. В бытовом плане, конечно, не очень: крокодилица немного неуклюжая. Бьёт чашки, тарелки. Не потому, что злая — просто лапки коротенькие».

Завершается игра, когда история становится слишком длинной и детям уже трудно всю её запомнить. Тогда ведущий повторяет всё сначала и придумывает заключительную фразу. Однако, если детям весело, даже если они не в состоянии повторить всю историю, но могут пересказать «близко к тексту», игру можно продолжать! Победителей в ней нет, главное — процесс!

(Для примера использовано начало книги Светы Нагаевой «ЧереПашка идёт в школу»).

-2

Книжная история

Цель игры — написать небольшой рассказ. В неё можно играть компанией и одному. Правила: в каждом предложении нужно использовать название какой-нибудь книги (лучше известной), а конец должен быть неожиданным!

Мы, конечно, придумали историю, составленную из названий наших книг.

У «Легендарных русских изобретателей» тоже были неудачи и провалы, но они не сдавались, шли вперёд — открывали лаборатории, строили «Секретные объекты под землёй», а некоторые находили вдохновение прямо «На улицах города». Кто-то мечтал «Дотянуться до Луны», а кто-то узнать «Что умеет игуанодон». Иногда, чтобы сделать открытие, достаточно просто заснуть и увидеть во сне периодическую таблицу химических элементов, а иногда приходится всю жизнь искать, узнавать, учиться, пробовать, искать «Клады», но главное — не опускать руки! В погоне за своей мечтой изобретатели путешествовали по разным странам, открывали «Дверь в Англию», заглядывали в «Зеркало алхимика», изучали «Науку и технику», любовались «экспонатами» «Самой большой и древней картинной галереи в мире», решали «30 с хвостиком задач» и писали друг другу «25 очень странных писем». И в результате выяснили, что… «Главное — хвост!».

-3

Что если…

Цель игры: придумать новый сценарий и альтернативный конец для известного произведения или новое ответвление сюжета. В неё можно играть одному. А для компании есть два варианта.

Начинается всё одинаково. Возьмём, например, историю про Мальчика-с-пальчик:

Жили-были дровосек с женой, и было у них семеро сыновей. Самый младший из братьев родился на свет совсем крошечным, да с тех пор не очень-то и вырос. Оттого и назвали его Мальчик-с-пальчик. жили они очень бедно — едва сводили концы с концами. Как-то раз случился неурожайный год, и семье дровосека стало совсем тяжело. И вот однажды дровосек говорит жене:
— Денег у нас с тобой нет, еды — тоже. Мы не сможем прокормить наших ребятишек. Давай завтра отведём их в лес, да там и оставим? Авось добрые люди найдут их и не дадут пропасть с голоду.
Дровосек с женой обсуждали грустные планы и не знали, что за дверью их разговор подслушивает младший сын.

Первый вариант для компании, как и для одного человека: по-своему продолжить эту историю.

Второй вариант: у каждого будет своё задание. Например:

1. Что если Мальчик-с-пальчик рассказал братьям о том, что услышал...

2. Что если Мальчик-с-пальчик поговорил с родителями…

3. Что если Мальчик-с-пальчик решил никому ничего не говорить...

Играть можно устно и письменно. Если есть взрослый-ведущий, то он может следить за логикой развития сюжета, задавать дополнительные вопросы и помогать подбирать слова, объясняя значения новых.

Победителя можно выбрать тайным голосованием.

В качестве тренировки рекомендуем взять наши сказки-квесты, в которых сюжет разветвляется и читатели сами выбирают, по какой «дорожке» им идти, от этого выбора зависит финал истории. Сказки-квесты можно читать много раз и каждый раз история будет другой!

-4

Литературный крокодил

Для этой игры точно нужна компания и чем больше людей, тем веселее! Возраст не важен.

Один ведущий в тайне загадывает другому название литературного произведения, например, «Маленькая косатка». Остальные игроки должны догадаться, что это за книга, задавая вопросы, на которые можно отвечать только «да» или «нет» (в виде исключения — «приблизительно»). Вопросов может быть не больше 15. Например:

— Это фантастическая история? ДА.
— Персонажи тоже фантастические. НЕТ.
— Главные герои люди? НЕТ
— Главные герои животные? ДА.
— Они говорят? ДА.
— Они живут в лесу? НЕТ
— В квартире? НЕТ
— В море? ДА.
— Главный герой рыба? НЕТ.
— Млекопитающее? ДА.
— «Маленькая косатка?» ДА!!!

Теперь второй ведущий загадывает выигравшему новую книгу!

Для разнообразия можно загадывать не только названия книг, но и персонажей — Кая или Герду из «Снежной королевы», Элли из «Волшебника изумрудного города»… Только это условие нужно заранее обговорить.

-5

С самого начала

Это, пожалуй, самая творческая игра из списка, тут всё нужно придумать самим!

В неё можно играть любым составом — на прогулке с мамой, всей семьёй за ужином, в классе на перемене, одному перед сном!

Правила простые: один из игроков придумывает название несуществующей книги, а остальные сочиняют истории, которые могли бы так называться. Это может быть, что угодно! Вот, например, о чём могла бы быть книга с названием «Волшебный стул» или «Путешествие жирафа на север», или «Планета Мур-мур»…

Фантазируйте! Это весело.