После первого посещения Прибалтики остался один пункт, который мы не охватили - Таллин. Решено было вернуться и закрыть Прибалтийский Гештальт.
Ездили с двумя детьми (5 лет и 1,9 года). Время поездки определил заранее, хотелось ехать "против потока" туристов, которые будут возвращаться с новогодних праздников, поэтому выезжали из Москвы в ночь с 6 на 7 января…Обратный маршрут был кардинально скорректирован, но об этом далее. Окончательно маршрут в итоге стал выглядеть так:
Заправили полный бак, и в 00.00 выехали на ТТК в районе м. Автозаводская, далее — М9 и вперед, на Псков. Ночью ехали сознательно, именно из за детей. Путь не близкий, и хотелось в первую очередь, чтобы дети спали и им было не так тяжело, и во вторых — меньше остановок. М9 — трасса хорошая. Но, очень большой дискомфорт доставлял встречный поток в темное время суток. Постоянно слепили, не видно ни черта. Машин со стороны запада в сторону МСК ехало очень много.
По пути на Псков практически не останавливались, поэтому шли с опережением графика по времени. Навигатор по какой то причине повел прямо через Псков, через город, в сторону Печор, где недалеко находится погран-переход. Как оказалось в последствии, и слава богу, что повел через город…
Где то в районе 7.40 были в центре Пскова, где на светофоре со старта я почувствовал, что руль уводит влево…сначала немного, потом резко сильнее и сильнее. Впринципе все стало понятно — колесо. Включаем аварийку, сворачиваем на обочину, спустя метров 100.
Стоит отметить, что в этот момент в городе началась какая то феерическая нереальная пурга. Снег летел буквально горизонтально, ветер адский, темно. Дети спят, выхожу из машины — переднее колесо на диске, резина в хлам.
Самый атас в том, что в багажнике только "докатка", и та, летняя. "Докатка" в отделении для колеса, багажник забит вещами. Вытаскиваю все сумки на улицу, достаю колесо, достаю домкрат, насос, "балонник". Накачал колесо, положил в сторону. Далее, шоу. Начинаю откручивать пробитое колесо, и понимаю — что оно вообще никак не откручивается! Ни одна гайка, попрыгал на ключе, и так тянул, и сяк тянул. Ноль эмоций. Ищу в телефоне ближайшие шиномонтажи, нахожу телефоны, звоню — без толку. Начинаю "голосовать" на дороге, поток машин есть, но спустя полчаса — ни одна не остановилась. Думаю, ну пипец, приехали…
Останавливается спустя какое то время машина, парень с девушкой, мол, что у вас случилось. Я так и так, ключ есть побольше? — Ключа нет, давай вместе попробуем. Вообщем, спасибо доброму человеку, вдвоем с ним в четыре руки за ключ — открутили все гайки. Поменял "докатку", буксуем по снегу, кое как едем…Вижу таксиста — интересуюсь, где тут поблизости шиномонтаж, который работает в это время. Благо — оказался совсем рядом, поехали.
На шиномонтаже разобрали пробитое колесо. Оказалось, что развалился нипель! И колесо сдуло за считанные минуты. Того времени, что я двигался в сторону обочины, хватило для того, чтобы порезать диском резину и окончательно ее "убить"…
Резину на помойку, поискали с мастером в их бушных остатках, нашли одну единственную "шиповку" 205/60, мишлен, протектор нормальный, но половины шипов уже не было. Отдал за 700 рублей))) С зада на перед перекинули колесо, пробитое переднее с новой резиной поставили на зад. Поблагодарил человека, и дальше, продолжать путь…все это время дети как ни в чем не бывало спали, а я изрядно перенервничал…
Границу прошли очень быстро. Были мы там, одни единственные)))) минут 15 занял весь процесс, и мы в Эстонии.
По самой Эстонии дорого до Таллина не особо понравилась. Трафик — интенсивный, везде ограничения, обгонять сложно, много населенных пунктов. Этот отрезок для меня был самый тяжелый. Сказалось отсутствие сна, и нервы из за колеса. Где то за 100 км до Таллина я уже не выдержал, и начал нарушать скоростной режим, т.к. быстрее хотелось попасть в теплый дом))) когда дорога перешла из однополосной в трех полосную, при ограничении в 90 — двигался где то 120, 130. Один раз заметил полицейских с радаром, которые сидели в гражданской машине, с открытым окном)) вроде бы пронесло, никто за нами не погнался)))
Ну и во второй половине дня мы наконец то были в Таллине.
Наше пребывание в этом городке планировалось на 3 полных дня, на 4 день — выезд в сторону дома. Ну, как и многие другие туристы, хочу отметить — что 3-4 дня — это вполне достаточно, чтобы обойти полностью старый город вдоль и поперек.
Выскажу свое, совершенно субъективное мнение — старый город Таллина и есть основная, и единственная достопримечательность. По большому счету — основное времяпровождение здесь это прогулки, прогулки, прогулки. Возможно, кто-то захочет в меня кинуть палкой, и сказать о том, что в городе есть куча всего интересного, но, как я ни старался — ничего особо интересного там не нашел. Если вы едете в поисках музеев, уникальной архитектуры и картинных галерей — вам не сюда. Все очень аскетично и скудно.
К примеру — исторический музей Эстонии, в центре старого города. Самый главный экспонат музея — это собственно само здание, где он располагается. Нет, музей не плох. Неплохая коллекция монет, неплохая коллекция оружия. Отлично отделан внутри, отличные интерьеры. Но, весь музей вы обойдете за 30 минут. Положа руку на сердце — смотреть там вообще нечего.
Также, в городе есть большое кол-во смотровых площадок, которые находятся в тех, или иных зданиях, соборах. Как правило, вход туда платный (2-6 евро), виды — точно такие же, как и на абсолютно бесплатных смотровых площадках города.
Зашли в Домский собор, который является одним из старейших храмов Таллина. Произвел удручающее впечатление. Давно требуется ремонт и реконструкция, которая по всей видимости плавно началась, местами штукатурка отваливается и так далее. Основной ценностью собора являются дворянские гербы, которые в нем хранятся. И не просто хранятся, а ими увешан каждый свободный метр на стенах, потолках. Все в огромных гербах. Не знаю как у других, у меня было впечатление охотничьей комнаты, там еще голов с рогами не хватает. И не было ощущения, что я пришел в храм божий…ну, это всего лишь мое мнение. Посмотрели, и вышли.
Побывали на городской крепостной стене. Вот это было куда более интересное место. Во первых, подъем через башню, по узким лестницам и проходам. Сохранены части оборонных сооружений, везде есть интересные таблички с текстами, где можно много всего интересного почитать. Виды тоже не плохие. Стены длинные, можно везде ходить. Удовольствие 5 евро за двоих взрослых. Фото сделали там много, к сожалению сюда все не умещаются. Поэтому парочку других фото с видами — прилагаю)
Если путешествуете с детьми, очень рекомендую музей здравоохранения! Наткнулись в рейтингах на "трипадвизор", сходили, и ни капли не пожалели. Убивалка времени. Хотя музей и не имеет никакого отношения к достопримечательностям и каким то историческим местам — детям и взрослым будет очень интересно. Музей полностью интерактивный, много всего можно потрогать, пощупать, полистать, почитать, потыкать и так далее. Все присутствует на русском языке. Музею — 5 баллов!
О еде, напитках и прочем.
Я заранее знал, что из трех прибалтийских столиц, Таллин — самый дорогой город. Если взять в сравнение Прагу, то она будет в два раза дешевле. На семью с одним ребенком смело берите расчет на 70-90 евро в день. И это при том, что завтракали и ужинали мы в апартаментах, покупая еду в гипермаркете около дома. Кофе, мофе, обеды, билеты в музеи — выходит именно вышеуказанная сумма. Сувениры в старом городе — очень дорого. Будьте готовы за пару безделушек, подсвечников и какой нибудь хренечки типа полотенчика или магнитика выложить в совокупности 30-50 евро.и это по минимуму.
Еда в ресторанах в старом городе — блюда от 15 евро, за пределами старого города — от 8 евро. Пиво в ресторане — от 2,5 евро, в магазине от 1 евро. Обед выходил на троих (младшего не считаю даже) где то под 30-40 евро — первое, второе, чай. И это за пределами старого города.
Ходили на рынок, около вокзала, благо был рядом с домом. Там цены чуть поприятней. Но на уровне Московских. Хотя рыба естественно дешевле. Взяли здоровый кусок филе лосося, чтобы приготовить в духовке, вышел на 630 рублей, в МСК отдали бы больше тысячи рэ. Фрукты, овощи — есть большой плюс в том, что везутся с совершенно разных уголков Европы, килограмм Итальянских мандаринов, которых у нас нет — 1 евро. Умяли весь пакет за вечер.
Бензин — 1,20 евро литр, где то так. Не заправлял, хватило полного бака, заправленного перед границей))
Распродажи — идут в то же время, что и у нас. Ценник на вещи дешевле, плюс можно оформить таксфри, но я вообще про него забыл (((
Еще немного фоточек:
Перед отъездом, в предпоследний день, обнаружили, что выезжать из апартаментов нужно в 11.00 утра по правилам аренды…как то пропустили этот момент, и это означало, что ехать домой придется днем, когда дети не спят, а приедем глубокой ночью. Нас такой вариант не устроил. Предпринял попытки договориться с хозяином о продлении времени до вечера — услышал кучу левых отмазок, хотя даты у него были свободны на след. день. Ну и фиг с ним, подумали, и решили ехать в Питер)))) почему бы и нет, давно там не были. К тому же отличный повод разбить дорогу на две части, сократить основной путь до Москвы, и выехать именно ночью, как и хотели.
В этот же вечер подобрали квартирку, забронировали, и на следующий день выдвинулись в сторону Нарвы…
Где то спустя 200 километров от Таллина, нашли хорошее приятное местечко на берегу, деревушка, где при совершенно минимальном кол-ве домов находится отличный ресторан прям на берегу, и красивая береговая линия)))) взяли кофе, побегали по песочку со снегом))) передохнули немного.
Вот такое вот зимнее море…
В общем, дальше был Санкт-Петербург на сутки, посещение Исаакиевского собора, прогулки вдоль Невы…и выезд в сторону дома. Дорога от Питера до Москвы заняла 8 часов, с одной остановкой на заправку, дети спали всю дорогу…
Этот участок понравился больше, чем до Пскова. Хоть и было много населенных пунктов, но дорога почти вся освещена, трафика мало (потому что ночь), есть большой платный участок вокруг "Торжка"…устал меньше, чем по дороге на Псков…