И снова вижу сюжет старинный:
Венчанье в церкви, неравный брак...
Ах, дева, дева! Цветок невинный!
Лучи в оконце, вокруг же - мрак.
Что испытала бессонной ночью?
В молчаньи сомкнут прелестный рот.
Впервые горе пришло воочию,
Уж лучше сразу - на эшафот
.....
Жених так важен и прям, как свечка,
Что крепко держит в своей руке.
Ему нет дела, что там, в сердечке,
Висят слезинки на волоске.
.......
Любовь, надежда остались где-то,
Рука не в силах держать свечу...
Через минуту - кольцо надето.
И жить поедешь ты к палачу.
( Татьяна Суханова )
Картина "Неравный брак" впервые увидела свет в 1863 году на академической выставке в Петербурге и сразу произвела фурор, и и мастерством исполнения, и и актуальностью темы, болезненной и животрепещущей на тот период в обществе, и новизной подхода к сюжету, и размером картины: её герои выполнены почти в натуральную величину. Тогда, как картины на бытовую тему обычно писались небольшого размера. Тем самым художник как бы усилил внимание общества к проблеме бесправного положения многих женщин в России. Но так сложилось, что столь громкий успех картины "Неравный брак", стал наивысшим пиком мастерства молодого, ещё мало кому известного художника, Василия Владимировича Пукирева. Можно сказать, что до этого счастливого момента, судьба художника как бы с лёгкостью несла его в гору, предоставляя удачу за удачей. А дальше начался не очень весёлый спуск. Василий Пукирев родился в 1832 году в семье крепостного крестьянина в Тульской губернии и уже с раннего детства проявил спобности к рисованию. Его определили в ученики к иконописцу в Могилёвскую губернию. А барин дал мальчишке вольную. Спустя несколько лет вновь удача. Здесь на него обратил внимание один из покупателей икон, человек неравнодушный, ценитель таланта. Он посоветовал подростку обязательно учиться, помог добраться до Москвы и похлопотал за него.
15-летний Василий поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Удачей можно назвать и то, что главным его педагогом стал профессор Сергей Зарянко, талантливый художник, большой мастер портретной живописи, очень скромный, доброй души человек. (О нелёгкой судьбе и творчестве Сергея Константиновича Зарянко у меня есть видео.
Учёба молодого человека в училище идёт, как по маслу. Он демонстрирует блестящие способности и уже через три года Василий Пукирев получает звание учителя рисования в гимназиях. За конкурсные портреты с натуры был удостоин звания неклассного художника, а по окончании училища в 1858 году получил звание свободного художника. Такое звание присваивала Петербаргская Академия художеств не только своим ученикам, но и тем, кто закончил другое учебное заведение, успешно сдав все экзамены и выполнив конкурсные работы. Молодой человек снимает недорогое жильё в доме № 28 по Большой Лубянке.
Частные заказы на портреты, который он начал писать ещё в годы учёбы, становятся его главным источником дохода. Многие знакомые считали Василия Пукирева выдающимся талантом и говорили: он был беден, но полон сил и замыслов. А друг, художник Сергей Иванович Грибков, учившийся вместе с ним в училище живописи, с восторгом вспоминал о нём: " - Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была, как у Дубровского, - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба его такая же!"
В 1860 году за картину "Письмо" Василию Владимировичу было присвоено звание Академика. А дирекция родного училища живописи, ваяния и зодчества пригласила художника в качестве педагога и предоставила казённую квартиру. Это конечно же было новой большой удачей, значительно улучшевшей его материальное положение. Преподавательская деятельность очень увлекла художника. Совместно с Алексеем Саврасовым он разработал ёмкий учебник «Курс рисования», который использовался во всех государственных школах России вплоть до революции 1917 года.
В начале 60-годов в жизни Пукирева происходит ещё приятное событие - благодаря предоставленным средствам коллекционера и члена Московского общества любителей художеств Александра Александровича Борисовского, с которым у них сложились дружеские отношения, Василий Пукирев смог дважды съездить за границу, «для обозрения картинных галерей… и художественных произведений», - как напутствовал его сам благотворитель.
Самую главную картину своего творчества "Неравный брак" Василий Владимирович написал в 1862 году, а через год она была выставлена в Петербурге в Академии художеств.
Перед нами происходит таинство венчания в церкви. В центре, как и положено, жених и невеста. Но вместо счастливых, влюблённых молодых лиц, мы видим надменного старика и юную прелестную особу. Жених парадно одет в дорогой костюм с ослепительно белым воротничком, на шее орденский крест Владимира второй степени, а на груди соответствующая этому ордену звезда. Блестящая лысина обрамлена седыми волосами. Чувствуется, что он очень доволен собой. Надменно поджав губы, слегка приподняв голову и вздёрнув брови вверх, он искоса смотрит на невесту, как бы оценивая её. Он не видит её душевных переживаний, он смотрит на неё, как на успешное приобретение, красивый бриллиант, которым можно похвастаться, от этого он ещё более горд собой. А всякие там тонкости, девичьи глупости, это пройдёт... Главное она стоит рядом, она послушна... и она хороша... Мы без всякого сомнения видим, что юная невеста под чьим-то давлением вынуждена выходить замуж за чёрствого, надменного старика.
Удивительным образом художник передаёт всю глубину душевных переживаний девушки, её почти полуобморочное состояние. Мы видим, как она покорно протягивает руку священнику, что бы тот надел обручальное кольцо, но при этом чувствуем, как протестует всё её существо. Позади неё стоит тот, к которому тянется её душа, кому отдано её сердце. Приглашённый на свадьбу шафером, молодой человек стоит скрестив руки на груди и исподлобья смотрит на жениха. Картина отражает реальную ситуацию, и все герои имеют своих прототипов.
Друг Пукирева, молодой купец Сергей Михайлович Варенцов, был пылко влюблён в девушку по имени Софья, дочь богородского купца Николая Абрамовича Рыбникова. Молодые мечтали о свадьбе, но родители невесты предпочли в женихи более успешного и богатого претендента, купца первой гильдии Андрея Александровича Корзинкина. Он не был так стар, как на картине, разница в возрасте была всего 13 лет и человек он говорят хороший. Но для влюблённых, особенно для отверженного Сергея Варенцова, это была большая трагедия, которая осложнялась тем, что он был вынужден по-родственному присутствовать на венчании в качестве шафера, т.к. родная сестра жениха была замужем за его старшим братом. Вся эта история очень тронула молодого художника и вдохновила на создание картины, на которой он изобразил и своего друга. Но это обстоятельство вызвало резкий протест Сергея Варенцова, т.к. к этому моменту он уже успокоился и даже собирался жениться на другой девушке. И как вспоминал его племянник: "между дядей и Пукиревым произошла крупная ссора".
Тогда Василий Владимирович с лёгкостью переделал портрет друга на свой, немного подправив черты лица и дорисовав бороду. По воспоминаниям современников, Пукирев и Варенцов были очень похожи друга на друга. Сейчас для нас это просто автопортрет, позволяющий видеть его образ: «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой» - утверждал его друг художник Сергей Грибков. По его же воспоминаниям, в образе невесты Василий изобразил свою возлюбленную Прасковью. Возможно присутствие художника на картине в роли отверженного жениха, а любимой девушки в роли несчастной жертвы обстоятельств, в дальнейшем сыграло с ними печальную мистическую шутку, стало пророческим, т.к. в скором времени им двоим пришлось пережить эту трагедию на самом деле.
Тогда Василий Василий Владимирович с лёгкостью переделал портрет друга на свой, немного подправив черты лица и дорисовав бороду. По воспоминаниям современников, Пукирев и Варенцов были очень похожи друга на друг
Сейчас для нас это просто автопортрет, позволяющий видеть его образ: «со скрещенными руками в картине — это сам В. В. Пукирев, как живой» - утверждал его друг художник Сергей Грибков. По его же воспоминаниям, в образе невесты Василий изобразил свою возлюбленную Прасковью. Возможно присутствие художника на картине в роли отверженного жениха, а любимой девушки в роли несчастной жертвы обстоятельств, в дальнейшем сыграло с ними печальную мистическую шутку, стало пророческим, т.к. в скором времени им двоим пришлось пережить эту трагедию на самом деле. Старейший работник Третьяковской галереи Николай Андреевич Мудрогель, работавший ещё при Павле Третьякове вспоминал: "На картине Пукирева "Неравный брак" в роли шафера за невестой художник изобразил себя... И вообще, вся картина, как я знаю, является отголоском личной драмы художника: невеста с картины должна была стать его женой и не стала, богатый и знатный старик сгубил ее жизнь." Предположение о том, что образ невесты написан с любимой девушки Пукирева нашло документальное подтверждение только в 2002 году. Третьяковская галерея приобрела карандашный портрет женщины, выполненный в 1907 году московским художником Владимиром Дмитриевичем Суховым, на котором сделана надпись рукой самого художника: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину „Неравный брак“. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне».
Среди окружения Василия Пукирева были люди, чей образ он также использовал для героев своей картины. В воспоминаниях Николай Мудрогель также пишет: "Позади жениха стоит художник Шмельков, а за Шмельковым сбоку видна голова рамочника Гребенского. Гребенский был приятелем Пукирева, у него была столярная и позолотная мастерская. Когда Пукирев написал эту картину, Гребенский решил сделать для нее раму, "каких еще не было". И в самом деле, он сделал раму, равной которой нет в нашей галерее. Эта рама уже сама по себе художественное произведение. Она вся резная из цельного дерева - и цветы, и плоды. Третьякову эта рама так понравилась, что он стал заказывать рамы Гребенскому".
Образ жениха на картине собирательный. По мнению одних он написан с тверского предводителя дворянства Алексея Марковича Полторацкого. На этюде для картины "Голова старика" на обратной стороне пером художник указал: Писано с князя Цицианова».
На современников картина"Не равный брак" произвела сильнейшее впечатление. «Наконец-то появилось крупное произведение на тему, взятую из современной жизни, — писал известный критик Владимир Стасов. — Продажа и покупка невесты — это ли не сцена, которую всякий видит собственными глазами чуть не каждый день?» Говорят, что историк Николай Костомаров, намеревавшийся женится на молодой девушке, признался, что после просмотра картины отказался от своего решения, дабы не портить ей жизнь. Императорская Академия художеств единогласно присудила Пукиреву звание профессора живописи народных сцен.
Вдохновлённый успехом, он плодотворно работает ещё несколько лет. На картине "В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА" мы вновь видим самого автора.
Он показывает икону покупателям. Богатый купец в дорогих мехах смотрит на картину холодным пустым взглядом. Он явно не ценитель искусства, но желает следовать моде. Не случайно с собой в помощь он привёл оценщика-эксперта, чтоб не продешевить, и священника, который с удовольствием объяснет ему какой святой изображён на иконе, о чём можно ему молиться. Эксперт-знаток сосредоточенно со знанием дела рассматривает картину, оценивая её достоинства и ища недостатки. Художник терпеливо смотрит на покупателей. Конечно же он заинтресован продать свою работу. Молоденькая служанка с любопытством заглядывает в мастерскую, рассматривая богатых покупателей и прислушиваясь к разговору. Скульптуры в мастерской и манекен, накрытый лёгкой прозрачной тканью, как будто тоже участвуют в происходящем, кажется, что они застыли в ожидании счастливого результата. Возможно Пукирев на картине изобразил не только самого себя, но и свою мастерскую.
Темы несчастливого брака Василий Пукирев коснётся ещё не раз в своём творчестве. В 1868 году он пишет картину "РЕВНИВАЯ ЖЕНА", на которой молодая женщина, заподозрив мужа в измене, перешагнув через свою гордость, решила проследить куда он уходит по вечерам.
И мы видим, что, что она не ошиблась. Устало прислонившись к стене дома стоит она в глубокой печали, опустив голову. А в тёмной глубине окна едва угадыватся силуэт мужчины и женщины, обнимающей его за шею. Художник сочувствует своей героине. Скорее всего они с мужем приехали из деревни в поисках удачи. А красавчик муж поддался соблазнам большого города. Сопереживая героине вместе с автором картины, мы пытаемся представить, как поступит она дальше.
...Название этой картины для современного зрителя звучит почти цинично: «ПРИЁМ ПРИДАНОГО В КУПЕЧЕСКОЙ СЕМЬЕ ПО РОСПИСИ», а для того времени это было обычным делом.
В каждом доме, где жила невеста, приданое готовилось заранее. Василий Пукирев, как сквозь увеличительное стекло, показал всю неприглядность, пошлость и цинизм этого обычая, убивающего всю романтику и чистоту отношений влюблённых, вступающих в брак, превращающего его в сделку. Самодовольный жених в дверях заинтересованно наблюдает за разбором приданого, старясь всем своим видом показать, что это его не особо интересует, а потому не не отвечает на пригласительный жест женщины, стоящей рядом с ним, возможно матери невесты. Сама же невеста в подавленном, удручённом состоянии наблюдает за происходящим. Её поддерживает подруга, тоже изумлённая тем, с какой тщательностью и беспардонностью будущая свекровь капается в платьях невесты, развешанных на верёвке, и явно, чем-то возмущена. По-видимому розовое платье, по её мнению не соответствует записи в списке. На столе разложены постельное бельё, салфетки, скатерти и прочие подобные вещи. А сундук разбирается до последней вещицы. В дверях за спиной жениха также заинтересованно родственники и прислуга наблюдают за передачей приданого, а по сути - продажи невесты.
Очень сильная по эмоциональному восприятию ещё одна картина, написанная в 1877 году, на тему венчания: "ПРЕРВАННОЕ ВЕНЧАНИЕ" или по второму названию "ДВОЕЖЕНЕЦ".
Первое, что бросается в глаза - это упавшая в обморок невеста, которую успели подхватить два молодых мужчины. Прелестная юная девушка только что сияющая счастьем, лежит без чувств в нарядном белом платье, как на воздушном облаке. А рядом, виновато склонив голову, стоит жених, забыв про венчальную свечу в руках, которая тоже наклонилась вниз, капая воском на пол. Перед священником проводящим венчальную церемонию стоит очень взволнованная женщина в тёмной верхней накидке и шляпке. По всему видно, что она не гостья, приглашённая на венчание, а привели её сюда чрезвычайно важные обстоятельства. Женщина сообщает новость, которая повергла в шок всех присутствующих - она законная жена жениха. И она решилась сообщить об этом прилюдно, понимая, что подвергает позору свою семью, но ещё больше она возмущена хладнокровным обманом мужа сразу двух женщин. Её состояние также близко к обмороку. Обессиленно женщина склонилась на плечо рядом стоящей пожилой даме, которая возможно тоже знала эту тайну. Присутствующие гости с любопытством и сочувствием смотрят, то на отчаявшуюся жену, то на несчастную невесту.
Василий Пукирев не был женат. Возможно его несостоявшаяся свадьба наложила тяжелый отпечаток на его дальнейшую судьбу. И тема брака в его картинах не несёт света радости и любви. К сожалению ни одна из его последующих картин после "Неравного брака", и талантливо выполненных, и интересных, и ярких по содержанию не принесли художнику былого успеха. Его здоровье постепенно ухудшалось. В 1873 году Василий Владимирович по состоянию здоровья вынужден был оставить педагогическую деятельность, что значительно повлияло на его материальное положение. Художник, по мере возможностей, продолжает писать картины и иконы, но покупателей найти было сложно. Удача как будто отвернулась от него. Здоровье ухудшается. В 1879 году коллеги выхлопатали для него крошечную пенсию, которой едва хватало на жизнь. Ему пришлось распродать свою коллекцию собранных картин. В начале 80-х годов он ещё старается работать. Пукирев делает иллюстрации в произведениям Гоголя и Тургенева. В 1890 в возрасте 57 лет почти забытый и в нужде он покинул этот мир.
Уходит исповедь таланта
Холстом в тугую бесконечность,
Легко ступая, как в пуантах,
В безвременность, в седую вечность...
И сотни лет картины эти
В тиши музеев, жизни гуде,
Оставив память на планете,
Пребудут, где любовь и люди.
(Строки из стихотворения Ирины Алексеевой)
"Реквием по художнику".
Ссылка на видео "Неравный брак"- его слава и его беда. Мистика картины или судьба? Художник Василий Пукирев: https://dzen.ru/video/watch/659fa3072f46b151ee97403d
Ссылка на видео о Сергее Зарянко: https://dzen.ru/video/watch/62454e30224d28168049652f?collection=author%3A9f4e27c1-ae46-4b18-9ce1-616acf23ac3d&order=reverse