Найти тему

Обратная связь как ключевая компетенция руководителя

Оглавление

Очень часто мы с вами говорим о важности обратной связи в работе с подчиненными и коллегами. Этот значимый инструмент управления не всегда используется начинающими и опытными управленцами. Кто-то считает его недостаточно полезным, времязатратным, а кто-то не умеет пользоваться, так как не владеет техникой. В статье я докажу, что уделять внимание обратной связи важно и познакомлю с ее инструментарием.

Обратная связь или «фидбэк» (от англ. «feedback») – это управление через коммуникацию с людьми. Процесс заключается в озвучивании реакции руководителя на поведение сотрудника и коллег при работе друг с другом. Одна из составных частей процесса – обмен мнениями, наблюдениями о ходе работы, оценка итогового результата.

При эффективном использовании обратной связи оптимизируется процесс работы (насколько хорошо выполняется работа), отношения между сотрудниками (насколько результативно сотрудники взаимодействуют между собой), улучшаются результаты.

В чем важность обратной связи для руководителя?

  1. Происходит отладка взаимоотношений руководителя и подчиненных. Руководитель, на постоянной основе дающий обратную связь, воспринимается подчиненными как помощник, наставник, советник. Встреча с руководителем становится поводом для конструктивного диалога
  2. Руководитель, дающий обратную связь подчиненным, больше знает о содержании и результатах их работы, больше анализирует
  3. Происходит быстрая коррекция поведения, деятельности и результатов работы сотрудников. Все это обеспечивает гибкость и устойчивость организации в процессе изменений
  4. Налаженная обратная связь дает оценку и самому руководителю, позволяет «поймать настроение» коллектива, лояльность и вовлеченность

Обратная связь сотрудникам

  1. С помощью обратной связи сотрудник понимает, какие его действия привели к положительному результату, какие нет, изучает стандарты организации и обучается, а процесс позволяет планировать работу и выстраивать ориентиры для новых достижений
  2. Обратная связь позволяет увидеть себя «со стороны» и скорректировать поведение
  3. Обратная связь – один из инструментов мотивации. Отсутствие или недостаточная обратная связь сотруднику вызывает недовольство, раздражение, расценивается как незаинтересованность в результатах

Интересный факт: исследование Gallup (американский институт общественного мнения, основанный профессором-социологом Д. Гэллапом) показало, что низкое вовлечение сотрудников в рабочие процессы (одна из причин – нежелание и неумение организаций работать с обратной связью) стоит мировой экономике 9% ВВП. 70% работников перестает серьезно относиться к рабочим задачам из-за отсутствия фидбэка от руководства.

Виды обратной связи

Обратная связь бывает нескольких видов. Основные отличия продиктованы их целями.

  • Развивающая обратная связь дается для оценки профессиональных качеств сотрудников, которые уже успели показать отличные результаты, довольно долго работают в организации. Такой вид фидбэка используется для построения индивидуального плана развития сотрудника, позволяет сохранить постоянный персонал в компании. Сотрудники, в свою очередь, по итогам реализации плана могут получить повышение в должности
  • Корректирующая обратная связь дается для коррекции поведения сотрудников, также указывает на ошибки, совершаемые ими в работе. Акцент здесь делается на выявление причин и их влияние на низкие результаты работы
  • Поддерживающая обратная связь направлена на психологическую помощь сотруднику и формирование уверенности в ценности его как специалиста для организации. Здесь работает простая формула – нужно хвалить сотрудника за хорошо выполненную им работу

Умение давать обратную связь – одна из ключевых компетенций руководителя. При ее развитии не стоит забывать и о принципах обратной связи:

  • Дается регулярно
  • Следует после постановки задачи
  • Соответствует времени и месту
  • Индивидуальна, учитывает особенности сотрудника
  • Обсуждаются действия и результаты, а не личность

Обратная связь – инструмент, который позволяет не только работать с негативным результатом, но и предотвращать потери, связанные с низкой квалификацией сотрудников, нарушением установленных правил и процедур, сложностями коммуникации. Обратная связь повышает производительность сотрудника на 17%.

Для того чтобы овладеть искусством обратной связи, необходима отработка навыка и следование доказавшим свою эффективность алгоритмам работы. В следующей статье я разберу технологии обратной связи и приведу примеры работы с сотрудниками.