Шуваловский дворец, в котором сегодня располагается Музей Фаберже, был возведен в конце правления Екатерины II на берегу реки Фонтанки, отмечавшей в то время границу Санкт-Петербурга. Перейдя через несколько лет во владение могущественной семьи Нарышкиных, дворец быстро завоевал репутацию популярного светского места. Шуваловский дворец — Музей Фаберже
I этап — дворец Воронцовых
Возводили здание по заказу графа Воронцова в конце XVIII века. Точная дата возведения дворца неизвестна так же, как и имя архитектора. Известно, что берег реки Фонтанки, на котором располагается современный дворец, начали осваивать в 1780-1790 годы, а в 1793 году уже появилась застройка домом с дворовыми флигелями. Именно к этому периоду относится первое изображение дворца на акварели Бенджамина Патерсена «Набережная Фонтанки у Аничкова Дворца», хранящаяся в Государственном Эрмитаже.
II этап — дворец Нарышкиных
В 1799 году дворец выкупает супруга гофмейстера Д.Л. Нарышкина — Мария Антоновна (листайте галерею). Во дворце Нарышкиных, славившемся собранием произведений искусства, а также празднествами и концертами, бывали А. Пушкин, П. Вяземский, И. Крылов, Н. Карамзин, К. Брюллов и сам император Александр I.
Именно здесь 29 апреля 1834 года в день совершеннолетия наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II) был дан знаменитый бал. Специально к этим торжествам, чтобы разместить почти полторы тысяч гостей, на месте внутреннего двора А.П. Брюлловым был возведен временный деревянный павильон и прорублены проходы в соседний дом, сегодня известный как дом Александра Абеевича Абазы.
Мария Антоновна после смерти супруга продала особняк их родственнику Льву Александровичу Нарышкину, а тот же, в свою очередь, готовил его в подарок своей любимой дочери Софье.
III этап — Дворец Шуваловых
В 1844 году в связи с предстоящей свадьбой наследницы дома Софьи Львовны Нарышкиной и Петра Павловича Шувалова архитекторами Бернаром де Симоном и Николаем Ефимовичем Ефимовым началась перестройка дворца в неоренессансном стиле. Старинный фасад дома становится более строгим и минималистичным, а вот внутренняя отделка дворца приобретает более роскошный вид.
Свадьба состоялась в 1846 году, открыв «Шуваловский» период жизни дворца.
Следующий масштабный этап реконструкции осуществлялся по проекту Рудольфа Богдановича Бернгарда, созданному в 1859 году. Дворец был оборудован вентиляцией и воздушным отоплением от расположенных в подвале «амосовских» печей, в ряде помещений были сделаны световые фонари.
По проекту Рудольфа Бернгарда возводят роскошный и обильно декорированный лепной купол над парадной лестницей (1859 год), в центре которого можно увидеть круглое отверстие, именуемое окулюсом. Купол придает интерьерам легкость, наполняя его впечатляющей игрой света и тени
Последние владельцы дворца — Павел Петрович Шувалов и его супруга Елизавета Владимировна, урожденная Барятинская, — дополнили унаследованное от Нарышкиных собрание предметов искусства блестящей художественной коллекцией.
В начале Первой мировой войны Е.В. Шувалова тщательно спрятала картины и предметы декоративно-прикладного искусства, украшавшие интерьеры, а сам дворец отдала под лазарет для раненых.
IV этап — национализированный дворец
1 августа 1918 года дворец был национализирован, с 1919 по 1925 год в нём располагался Музей дворянского быта, экспозиция которого была максимально приближена к жилой обстановке дворца при последних Шуваловых. Впоследствии художественные коллекции передали в Музейный фонд и распределили между российскими музеями.
В 1927-1929 годах во дворце Нарышкиных-Шуваловых находился Дом печати, затем Дом инженерно-технического работника, в 1930-е годы — проектные организации, а с 1941 года — штаб МПВО (местной противовоздушной обороны).
V этап — дворец в годы блокады Ленинграда
В годы блокады Ленинграда от обстрелов и бомбежек дворец подвергся значительным разрушениям. Прямым попаданием фугасной бомбы был разрушен до основания трехэтажный дворовый флигель. Еще больший ущерб причинила зажигательная бомба, пробившая крышу и упавшая на чердак над Александровским (Белоколонным) залом. Начался пожар, пламя охватило деревянные конструкции и чердачные перекрытия, обрушилась кровля и потолок с уникальной росписью Д. Скотти.
VI этап — Дом дружбы народов
В 1963 году было принято решение об открытии в Шуваловском дворце Дома дружбы и мира с народами зарубежных стран (листайте галерею).
Дворец почти 30 лет существовал без капитального ремонта и постепенно разрушался.
VII этап — Музей Фаберже
Дабы сохранить этот памятник архитектуры, в 2006 году Правительство Санкт-Петербурга передало Шуваловский дворец Культурно-историческому фонду «Связь времён». С 2006 по 2013 год в нем велись сложнейшие реставрационные работы, позволившие вернуть дворцу былое великолепие.
19 ноября 2013 года на набережной реки Фонтанки, 21, открылся Музей Фаберже, представивший жителям и гостям Санкт-Петербурга уникальную возможность познакомиться с выдающимся собранием русского ювелирного искусства, а также увидеть своими глазами интерьеры одной из главных дворцовых жемчужин города — Шуваловского дворца.
На сегодняшний день собрание Музея Фаберже насчитывает более 4000 экспонатов: знаменитые Пасхальные яйца Фаберже, фантазийные предметы, ювелирные украшения, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
Билеты в Музей Фаберже доступны по ссылке.