"Первый раз сталкиваюсь с подобным способом оплаты" - сказала мне вчера клиентка с профи.ру.
В этом месяце у меня появилась необходимость взять нового ученика, так как одна из учениц закончила заниматься и освободилось время. С этой задачей я вышла на профи.ру.
И вот со мной произошла интересная ситуация, которая заставила меня задуматься и слегка задела, хотя, впрочем, и не должна была.
Итак, расскажу историю о том, как со мной отказались заниматься из-за системы предоплаты и поделюсь своими размышлениями о том, почему я выбираю работать только по предоплате.
Репетитор понравился, предоплата нет
Я откликнулась на профи на заявку. Девочке необходима подготовка к ОГЭ по русскому.
Я пообщалась с мамой, мы обсудили время, удобное для них, договорились о пробной консультации. В этот же день я провела консультацию. Ученица мне понравилась: приятная, умеет думать, просто немного зашуганная учителями или родителями, уж не знаю, кем конкретно. Ей все понравилось, я отписалась маме, мы утвердили расписание.
Казалось бы, финишная прямая, ученик найден, можно радоваться и уходить с профи до следующего раза. Но не тут-то было.
Я написала маме о своей системе оплаты. Она у меня происходит по абонементам: ученики оплачивают два раза в месяц все занятия, которые будут в течение двух недель. Всем своим нынешним ученикам я об этой системе сообщала после пробного, проблем и вопрос никогда не было. Даже наоборот, помню, мама одной из учениц обрадовалась предоплате, сказала, что очень удобная система.
Но в этот раз палка выстрелила. Мои слова о предоплате шокировали клиентку, она сказала, что всегда платит только по факту, а об отменах и переносах старается заранее сообщать. Ну-ну. Даже те, кто по абонементам платит, порой переносят или отменяют не заранее, вне правил. Я к этому довольно лояльна: ну что поделаешь, если, например, у ученицы в Приморском крае из-за метелей бывают перебои со связью, у другой ученицы – после школы поднялась температура, у третьей – разрешили пересдать физику только в один день, как раз во время нашего урока. Ситуации бывают разные. Когда отменами не злоупотребляют, я, конечно, иду навстречу.
Однако в этом случае, видимо, было дело принципа. Я, конечно, отказалась работать по другим условиям, услышав в ответ, что клиентка вообще впервые сталкивается с предоплатой у репетиторов. Что ж, с почином :)
Почему же все-таки предоплата?
После той ситуации я задумалась. А чем так хороша предоплата и почему принципиальная позиция «я плачу только по факту» кажется мне странной?
- Предоплата позволяет репетитору обрести финансовую стабильность. Я точно знаю, что 1 и 15 числа каждого месяца я получу свою «зарплату». Я могу рассчитывать свои покупки относительно суммы, которая должна мне поступить в день оплаты абонементов, могу рассчитывать свой бюджет не две недели, вообще могу жить, как все те, кто получает оклад на обычной работе. При этом отмены, которые обязательно бывают в каждом абонементе, не будут меня сильно выбывать из колеи, поскольку оплату за этот абонемент я уже получила. Да, в следующий раз я сделаю перерасчет и получу меньше, но это издержки профессии, а сейчас я хочу чувствовать себя спокойно и стабильно.
- Предоплата дисциплинирует учеников. Когда уже все «уплочено», то вы уже с большей вероятностью придете на занятие, соблазна пропустить будет меньше.
- Удобство для репетитора и родителя. Согласитесь, намного удобнее заплатить репетитору ребенка за абонемент и забыть о нем и об оплатах на две недели, а не дергаться каждый раз, когда вам после занятия напоминают об оплате. Для репетитора намного удобнее два раза в месяц разослать всем напоминалки, получить оплату от всех учеников разом, все посчитать, отметить и тоже забыть об этом на какое-то время. Я хочу в первую очередь учить детей. Да, роли бухгалтера или администратора, конечно, тоже на мне, но они все же второстепенны.
- Двусторонняя гарантия. По крайней мере две недели ученик будет заниматься со мной, так как уже заплатил. В свою очередь, и я буду с ним заниматься как минимум эти две недели, раз уж взяла деньги.
Вывод
Предоплата – абсолютно нормальное явление для репетитора, для которого эта работа – основная. Да и для любого репетитора нормально брать предоплату. Вы же в фитнес зал или бассейн покупаете месячные абонементы. Так в чем же разница? Ни в чем. Такая же длительная услуга. А вот принципиальная позиция оплаты по факту – это звоночек о том, что с деньгами люди расстаются неохотно или не доверяют вам как специалисту. Ну либо вечно отменяют занятия. А такое ни одному профессионалу не нужно.
Коллеги, а вы берете предоплату или придерживаетесь оплаты по факту? Делитесь своим опытом, будет интересно почитать :)