Яркие футболки в стиле хиппи не теряют своей популярности, но как термин «тай-дай» вошел в массовое сознание и откуда ноги растут?
Тай-дай, как его теперь называют, это древнее искусство, практикуемое на разных континентах и в разных культурах. Общество развивалось, разделялось на классы, одежда переставала выполнять исключительно практическую функцию. Люди научились создавать красители из того, что дает природа, а затем придумали, как при помощи этих красителей создавать интересные узоры. Так более 4000 (!) лет назад в Южной Азии появилась Bandhani («бандана» — перевязывать), а в Японии шибори (яп. 絞り染め сибори-дзомэ, окрашивание связыванием). Свой «древний тай-дай» был и в Юго-Восточной Азии, и в Южной Америке, и в Западной Африке. Как и сейчас, для этого искусства нужны были только ткань, краситель и нитки.
Но время шло и на смену ручному окрашиванию пришли станки и печать. Древнее искусство связывать и красить никуда не девалось, разве что, в Индии. Но в истории Америки (откуда, собственно и пришел термин тай-дай) случилось целых 2 эпизода, которые вернули к жизни ручное окрашивание.
Эпизод 1.
В конце 19 века, когда на рынке появились химические красители для домашнего использования.
Окрашивание одежды, штор, обивочных тканей и других предметов декора было давней американской традицией, которая позволяла экономным домохозяйкам освежить интерьер, не тратя денег на новые предметы. Один популярный бренд 19-го века использовал простоту в качестве своего слогана: «С Diamond Dyes легко красить». Рекламная вывеска примерно 1890 года изображает женщину, красящую различную одежду — детское платье (вероятно, из хлопка) и пару чулок (шелковые или шерстяные), — подчеркивая, что Diamond Dyes можно использовать для самых разных тканей. И все бы ничего, но красители того времени были сверхтоксичыми, результат был не предсказуемым, окрашивание смывалось и выцветало.
В то время практически все красители, используемые в Соединенных Штатах, поступали из Германии, которая была центром атлантической торговли химическими веществами. С началом Первой мировой войны в 1914 году начались санкции и в Соединенных Штатах возникла нехватка многих товаров народного потребления, включая синтетические красители. Но американские химики быстро отреагировали, и рынок был наводнен новыми красителями, некоторые из которых были даже лучшего качества.
Для домохозяек и красильщиков одним из самых популярных вариантов стал RIT, недорогой «прямой» краситель, дебютировавший в 1916 году (и существующий до сих пор!).
Итак, мы уже подбираемся к эпохе, когда красители становятся более безопасными, а эффект более предсказуем. Прямые красители уже могли окрашивать и белковые волокна (шелк, шерсть), и растительные (хлопок, лен).
Информационный буклет 1928 года «Очарование цвета» демонстрирует, что умелый красильщик может делать с прямыми красителями. Наряду с инструкциями по восстановлению и очистке грязных тканей, и инструкции к самим красителям в нем содержались рекомендации по современному домашнему декору, моде и сочетанию цветов. Но самым ярким моментом является раздел под названием «Искусство связанного окрашивания».
В 1920-х и 1930-х годах тай-дай пропагандировался как особенно подходящее и модное хобби для экономных и рассудительных женщин. В Соединенном Королевстве домашнее окрашивание даже было показано на большом экране в рамках Eve’s Film Review, серии образовательных немых фильмов, предназначенных для женщин. В этот сериал 1933 года входил короткометражный фильм под названием «Тай-дай— новое искусство для дома», показывающий «захватывающее и экономичное» превращение шарфа из вареного шелка в потрясающую модную накидку.
Эпизод 2.
Все в мире циклично и американские женщины того времени уже двигались в сторону ресайклинга, освежая изношенные ткани яркими узорами. Благодаря появлению на рынке недорогих красителей во время Великой депрессии был всплеск популярности тай-дай. К сожалению, немногие произведения красильщиц Jazz Age сохранились до наших дней. Они пали жертвами плохой стойкости к выцветанию красителей того времени.
Зато тай-дай эпохи хиппи до сих пор можно встретить в секонд-хендах и на блошиных рынках. В 60 тые, уже известная нам фирма красителей RIT, чьей целевой аудиторией были домохозяйки, находилась на грани банкротства. Маркетолог компании Дон Прайс увидел новые возможности в культуре хиппи и убедил руководство сменить вектор. Краска стала выпускаться в удобных бутылочках, а в журналах появилась реклама с веселыми молодыми людьми и простой инструкцией по покраске тай-дай. Лето любви 1969г и Вудсток стали поворотной точкой не только для всей мировой культуры, но и для компании RIT: они проспонсировали молодых художников, которые сделали футболки тай-дай для фестиваля, а Дженис Джоплин вышла на сцену в красочной юбке. К концу четырехдневного фестиваля красок в продаже не осталось, а Дженис стали называть мамой тай-дая.
Мануфактура "Тропы" рада быть причастной к долгой и интересной истории домашнего крашения. Мы и "экономные и рассудительные женщины" и свободные хиппи в одном лице. Нам нравится держать баланс и делать этот мир красочнее.
Купить тай дай футболку с уникальным принтом и узнать больше о крашении ткани можно в наших соцсетях. Присоединяйтесь в ВК и Телеграм !